четверг, 23 июня 2016 г.

Молодёжь в науке. Не бояться ставить высокие цели и достигать их

Семён Владимирович БРЯНИН
Молодой учёный Семён Владимирович БРЯНИН, старший научный сотрудник лаборатории геоэкологии Института геологии и природопользования ДВО РАН, кандидат биологических наук стал победителем в конкурсе на получение гранта по программе российско-японского научного обмена для молодых исследователей. В рамках работы по гранту Семён проведёт исследования по теме «Влияние изменения зимнего климата на динамику почвенного углерода: исследование основных механизмов в хвойно-широколиственных лесах». Исследования будут проведены в Университете Хоккайдо на научно-экспериментальной лесной станции «Тэсио» в северной части Японии. Коллектив японского научного центра обладает богатым опытом подобных исследований и необходимым оборудованием, что создаёт благоприятные условия для эффективной научной работы и достижения поставленных целей.

Наша справка: конкурс для молодых учёных ежегодно проводится японским фондом JREX. Грант направлен на поддержку проведения исследований по всем областям наук на территории Японии на срок от трёх месяцев до одного года. Конкурс состоит из двух этапов: первый – подача заявки и рекомендательных писем, второй – собеседование, все этапы конкурса проходят на английском языке. Возраст участников не должен превышать 35 лет на момент подачи заявки. Победителям предоставляется ежемесячная стипендия в размере 250000-300000 йен на покрытие расходов, связанных проживанием в Японии и выполнением научных исследований.

Семён Брянин родился в 1984 году в г. Зея Амурской области. В 2001 году окончил с отличием среднюю общеобразовательную школу и поступил в Дальневосточный государственный аграрный университет на специальность «Агроэкология». В 2006 году с отличием окончил вуз по специализации «Агропочвоведение» и поступил в аспирантуру, которую успешно окончил в 2009-м и в том же году защитил диссертацию. В 2010 году ему была присвоена учёная степень кандидата биологических наук по специальности «Экология». С 2010-го Семён – научный сотрудник, с 2015 года – старший научный сотрудник лаборатории геоэкологии ИГиП ДВО РАН. Женат, имеет двоих детей.


Сегодня Семён Брянин – наш собеседник.

– Когда я был студентом 5 курса (в 2005 году) в университет приехала делегация японских учёных по исследованию возобновления постпирогенных таёжных лесов Дальнего Востока, – рассказывает о своём пути в академическую науку Семён. Благодаря руководителю дипломной работы – кандидату сельскохозяйственных наук, доценту Валентине Фёдоровне Прокопчук я попал в группу студентов, которые помогали в проведении почвенных, ботанических и прочих исследований. Во время полевых работ я познакомился с несколькими учёными и аспирантами из японских университетов и с тех пор поддерживаю с ними связь. Наверное, это событие – визит японцев в 2005 году – и стало определяющим в выборе направления моих исследований и последующей темы кандидатской диссертации. В 2006 году меня в составе российской делегации пригласили в Японию в Университет Хоккайдо на научную экскурсию и семинар. Мы знакомились с лабораториями и экспериментальными лесами университета и исследованиями, которые в них проводятся. Кстати, во время визита я впервые побывал на научной станции Тэсио, и вот спустя десятилетие буду проводить свои исследования там.

С японскими коллегами в университете Тояма г. Тояма, Япония
– Были ли в вашей жизни учителя, благодаря которым вы сделали выбор – занятие научной деятельностью?

– Да, прежде всего, назову имя своего первого научного руководителя Валентины Фёдоровны Прокопчук. В студенческие годы она «заразила» меня интересом к исследованиям и обозначила перспективы развития как учёного. Хороший руководитель очень важен для молодого человека, пришедшего в науку, ведь от умения выбирать актуальные темы, перспективные направления, от умения методически правильно выполнять свои первые исследования и грамотно представлять их результаты зависит успех становления учёного в будущем. Всем этим качествам может научить только грамотный и опытный руководитель. Мне в этом плане повезло.

Работу над кандидатской диссертацией я продолжил под руководством доцента В.Ф. Прокопчук, однако по правилам ВАК, будучи кандидатом сельскохозяйственных наук, она не могла руководить диссертационной работой. Поэтому мы обратились за помощью к Николаю Максимовичу Костенкову – заведующему отделом почвоведения БПИ ДВО РАН, доктору биологических наук, профессору. Мы отправили ему план предполагаемой работы. После ознакомления с планом и его корректировки Николай Максимович согласился быть руководителем моей диссертационной работы. Во время её выполнения я многократно посещал БПИ, занимаясь аналитическими исследованиями и работая с научной литературой. Первоначальный план диссертации под руководством профессора Костенкова претерпел значительные изменения, а я получил много новых знаний и навыки написания научных текстов. Благодаря моим руководителям по завершении работы над диссертацией у меня сформировалась картина законченного научного исследования, что очень важно. Я был готов продолжать работу самостоятельно.

С научным руководителем В.Ф. Прокопчук после защиты диссертации
– Расскажите о своих научных интересах, менялись ли они с годами?

– Мои научные интересы лежат в области экологии бореальных лесов. Я начинал с изучения экологического состояния лесных почв, находящихся под влиянием периодических пожаров. После окончания работы над диссертацией и устройства в ИГиП ДВО РАН сфера моих научных интересов несколько расширились. По плану НИР лаборатории я стал изучать взаимосвязь химического состава почв и горных пород, на которых формируются почвы. Это направление мне очень интересно, подобные междисциплинарные исследования позволяют достичь успеха в смежных областях почвоведения, геохимии и геологии. При этом я продолжил тему исследований, начатых во время аспирантуры, расширив их, изучая внутрипочвенное накопление и трансформацию органического вещества. Это направление представляется мне перспективным, оно актуально в мировой науке, однако в России изучено недостаточно.

Анализ химического состава почв в лаборатории
– Какое из ваших достижений считаете наиболее значительным?

– Когда был студентом, я неоднократно становился победителем университетских научных конференций, победителем конкурса «Студент года». Будучи аспирантом, прошёл конкурсный отбор на стажировку в международной летней школе по круговороту углерода в таёжных лесах. Среди научных достижений важными считаю выигранные гранты РФФИ и международных фондов, при поддержке которых я со своими зарубежными коллегами провожу исследования и публикую их результаты в международных научных журналах. Важной считаю победу в конкурсе на получение гранта по программе российско-японского научного обмена для молодых исследователей, благодаря которой мне представится возможность поучаствовать в самых передовых исследованиях в области изучения функционирования лесов холодной и умеренной зон в условиях изменения климата.

Получение сертификата участника международной школы «Циклы углерода в мерзлотных экосистемах»
– Семён, расскажите об основных направлениях деятельности лаборатории геоэкологии, а также о своей работе, как части общего дела коллектива лаборатории.

– Лаборатория геоэкологии занимается изучением современного состояния и особенностей развития геосистем бассейна реки Амур в естественных и антропогенных условиях. Я веду исследования по двум направлениям: первое – процессы накопления углерода в постпирогенных лесных экосистемах, второе – изучение генезиса лесных почв, формирующихся на различных горных породах.

Работа по изучению почв Зейско-Буреинской равнины
Пользуясь случаем хочу сказать, что я очень рад возможности работать в коллективе нашего института и лаборатории. Благодарен прежде всего директору института доктору геолого-минералогических наук Андрею Анатольевичу Сорокину за оказанное мне доверие и поддержку, заведующему лабораторией кандидату географических наук Михаилу Николаевичу Гусеву за содействие в развитии моего научного направления. Также я благодарен своим коллегам, особенно старшему научному сотруднику кандидату биологических наук Ольге Александровне Сорокиной за участие в моём профессиональном становлении в коллективе.

– Какие исследования планируете на ближайшие годы?

– В исследованиях пирогенных лесных экосистем я начал изучать пути и объёмы поступления углерода в почву, и его дальнейшую трансформацию. Это направление исследований актуальное, сложное, и слабо изученное вообще, а в нашем регионе не изучено вовсе, поэтому я планирую им заниматься в течение нескольких лет. 

– Что бы вы себе пожелали?

– Пожелал бы себе огромной энергии, терпения и крепкого здоровья, не бояться ставить высокие цели и достигать их.

– Надеюсь, так и будет. А мы желаем вам плодотворного сотрудничества с зарубежными коллегами, успехов в исследованиях и новых открытий!


Комментариев нет:

Отправить комментарий