пятница, 15 мая 2015 г.

Владимир ГОЛОВ: "Мы не могли не победить!"


Ты изведала горе горькое,
Ты всегда была всем заступницей.
Ах, ты, Русь моя, песня гордая,
Беззаветная, непокорная.

Вот уже 70 лет минуло с той поры, как закончилась, пожалуй, самая страшная, самая разрушительная и самая жестокая война в истории человечества, унесшая более 50 млн. жизней, из которых около 27 млн. пришлось на Советский Союз.

Владимир Иванович ГОЛОВ
Начало войны для нас сложилось крайне неудачно. Вот что писал о наших неудачах в начале войны английский журналист Александр Верт, которому одному из немногих удалось пробыть на Восточном фронте в течение всей войны.

1. Репрессии сомнительной законности и целесообразности, учинённые в рядах Красной Армии, где было устранено не менее 15 тысяч офицеров (около 15%). Причём среди высшего комсостава этот процент был более высоким.

2. Низкий уровень боевой подготовки и отсутствие опыта современной войны. Например, большая часть механиков-водителей имели к её началу всего лишь 1,5-2 часа практики вождения танков. Лётчики пробыли в воздухе к началу войны по 4-15 часов, вместо 150-ти. Радар в Красной Армии практически не применялся до поставок по ленд-лизу, и даже обычная радиосвязь не являлась общим правилом.

3. Несмотря на передышку, предоставленную Договором о ненападении между Германией и Советским Союзом (пактом Молотова – Риббентропа), советская военная промышленность не успела перестроиться. Практически отсутствовали современные танки и самолёты, по количеству и качеству которых мы сравнялись с Вермахтом только в 1943 году.

4. Советскому обществу была навязана легенда о непобедимости Красной Армии, и только печальный результат военного конфликта с Финляндией, в котором мы потеряли 70 тысяч убитыми и вдвое больше раненых и обмороженных отрезвил сторонников «шапкозакидательства». Этим обстоятельством воспользовались гитлеровцы, поспешив начать наступление на СССР.

Что позволило нам выбраться из такой тяжелейшей ситуации, которая сложилась в первые полгода войны, когда практически вся кадровая армия (от 2 до 5 млн. человек по разным источникам) попала в окружение, и в дальнейшем из этого количества военнопленных не более 20% осталось в живых? Большая часть техники, особенно самолеты, были уничтожены на аэродромах, а другая техника утрачена в боях или оставлена при отступлении. Любое другое государство, как это произошло с Францией или Польшей, давно бы сложило оружие и сдалось на милость победителю. Думаю, не ошибусь, если скажу, что основным фактором послужил, как назвал его Л.Н. Толстой, дух народа, его моральные и патриотические силы.

После Бородинского сражения Наполеон признается, что его армия в нём проявила лучшие свои качества, было совершено наибольшее количество подвигов, примеров стойкости, доблести и геройства, но был достигнут наименьший успех из всех победоносных компаний, проведённых под его командованием. И не один Наполеон, а всё войско от солдата до генерала после всех опытов прошлых сражений, когда при гораздо меньших усилиях противник бежал, испытали впервые чувство страха и ужаса перед тем противником, который, потеряв больше половины войска, стоял также надёжно и несгибаемо, как в начале сражения.

Под Бородино русскими была одержана нравственная победа, та, которая убеждает противника в моральном превосходстве своего врага. Прямым следствием битвы при Бородино стало бегство Наполеона из Москвы, полная гибель 500-тысячной армии, крах наполеоновской Франции, на которую первый и последний раз под Бородино была опущена карающая рука более сильного духом противника. Всё то же самое и в той же последовательности произошло с пятимиллионной армией Гитлера и его государством, именуемым «третьим Рейхом».

Фашистская идеология была безнравственной и бесчеловечной. В случае победы в войне с Советским Союзом в планы руководства третьего Рейха входило поголовное уничтожение евреев, цыган и 30 млн. славянских народностей, в первую очередь, русских, украинцев и белорусов. Остальные должны были бы работать на Германию как рабочий скот.

На оккупированной территории немцы сразу приступили к осуществлению этой чудовищной программы. Так в конце сентября 1941 года в Бабьем Яру, расположенном в северной части Киева, было расстреляно около 70 тысяч человек, в основном, евреев, среди которых много было детей, стариков и женщин. Затем в течение двух лет на этом месте функционировал Сырецкий лагерь смерти.

За годы оккупации на территории Белоруссии было уничтожено 2 млн. 225 тыс. советских граждан и военнопленных, практически каждый четвёртый был замучен или расстрелян. «Новый порядок», как его именовали оккупационные власти, по существу свелся к жёсткому колониальному режиму беззакония, насилия, грабежа и террора. Это обстоятельство также в значительной мере повлияло на возрождение ненависти у советских людей, переходящей в ярость, как у каждого свободолюбивого народа.

Летопись Великой Отечественной войны хранит бесчисленные эпизоды и примеры героизма, мужества, стойкости и самопожертвования, которые для других государств и народов оказались бы просто немыслимыми. Так, например, во время 17 июля 1941 года командир орудия (45 мм пушка) 137-ой стрелковой дивизии, 13-й армии старший сержант Николай Сиротин был оставлен один для прикрытия своей отходящей дивизии. Занял удобную позицию, откуда просматривалось шоссе, небольшая речка и мост через неё. Дождавшись, когда головной танк неприятеля зайдет на середину моста, он подбил его, а вторым выстрелом поджёг танк, который замыкал колонну, двигающуюся по мосту. Образовалась пробка, которую попытались обойти подходившие танки, сворачивая с дороги, но попадали в заболоченные берега речки. Пока немцы выбирались и разворачивали танки, чтобы сосредоточить огонь по «батарее сорокопяток», Сиротин успел подбить 10 танков и бронетранспортёров.

Когда через 2,5 часа пушка замолкла, немцы поднялись на высотку, откуда боец вёл огонь, увидели одного мёртвого солдата, одну разбитую пушку и 60 гильз от снарядов. Немецкий офицер, поражённый мужеством нашего бойца, приказал похоронить его с военными почестями. Историю этого сержанта узнали из дневниковой записи обер-лейтенанта Хенсвальда, убитого впоследствии под Сталинградом. Оказавшись участником этого боя, он был поражён храбростью погибшего солдата и написал в своём дневнике, что «нам никогда не победить армии, состоящих из таких солдат, как этот погибший артиллерист»!

Героизм нашего народа воистину был массовым. Такой приём, как таран в воздушном бою, был впервые применён русским летчиком П.Н. Нестеровым ещё в 1914 году, а во время Великой Отечественной войны он приобрел массовый характер. Зачастую, жертвуя собой, летчики не покидали, как немцы, горящие самолёты на парашютах, а направляли их на наземные цели (колонны танков, бронетранспортёров, цистерны с горючим и т.д.). Впервые такой подвиг совершил советский летчик капитан Николай Гастелло, который 26 июня 1941 года вместе со своим экипажем направили горящий бомбардировщик на скопление танков, бензоцистерн и пехоты, которые сгорели вместе с ними. Этот подвиг Н. Гастелло за время Отечественной войны повторили 74 лётчика, причём трое из них остались живы. Не единичным оказался и подвиг рядового Александра Матросова, закрывшим своим телом амбразуру ДОТа, откуда по нашей атакующей пехоте немцы вели прицельный огонь из пулемета. Ценой своей жизни он позволил пехоте преодолеть зону огня и занять высоту. Подобные подвиги не были свойственны солдатам и офицерам иностранных армий.

О массовом патриотизме нашего народа красноречиво свидетельствуют многочисленные факты пожертвования личных сбережений на приобретение оружия для Красной Армии, безвозмездная сдача донорской крови, посылки с тёплой одеждой и добровольная запись в ополчение. На оккупированной территории, начиная с 1941 года, широко развернулось партизанское движение. К 1943–1944 году численный состав партизанских соединений составлял от 500 тысяч до 1 млн. человек. В партизанских отрядах воевали дети и женщины.

В. Пикуль очень эмоционально и верно написал о роли наших женщин в Великой Отечественной войне и об их вкладе в общую победу в своей книге «Барбаросса»: «…Да, тяжело было солдату на фронте, но женщине в тылу было труднее. Мы ставим памятники героям, закрывшим грудью вражескую амбразуру, – честь им и слава! Но подвиг их – это лишь священный порыв мгновения, а вот каково женщине год за годом тянуть лямку солдатки, трудясь с утра до ночи, скитаясь с малыми детьми по чужим углам или обитая в бараках на нарах, которые ничем не отличаются от арестантских. Мы-то, мужики, на одном лишь «геройстве» из войны выкрутились, а вот на слабые женские плечи война возложила такую непомерную ношу, с какой и могучим атлантам не справиться. Именно она, наша безропотная и выносливая, как вол, русская баба выиграла эту войну – и тем, что стояла у станков на заводах, и тем, что собрала урожай на полях, и тем, что последний кусок хлеба отдавала своим детишкам, а сама сметёт со стола последние крохи, кинет их в рот себе и тем сыта…».

Многие учёные страны и те, кто в разное время работал в институтах Дальневосточного отделения Российской Академии наук добровольцами уходили на фронт, несмотря на то, что имели «бронь» или отсрочку. Очень показателен в этом отношении поступок Николая Ивановича Калабухова, замечательного учёного-зоолога, профессора, который работал заведующим лабораторией экспериментальной зоологии в Биолого-почвенном институте ДВО РАН с 1973 по 1980 годы. 

Николай Иванович КАЛАБУХОВ
 

   Во время войны Николай Иванович уже был известный учёный и, тем не менее, в июне 1941 года пытался вступить в московское ополчение. Его взяли только после нескольких упорных и безуспешных попыток. 


В ополчении он воевал достойно, участвуя в разгроме немцев под Москвой и Калинином, был ранен, имел награды. Со временем, когда из-за неубранного хлеба 1941 года на полях появились полчища грызунов (мыши, суслики, полевки и др.) Н.И. Калабухов стал заниматься своим прямым делом – бороться с туляремией, которая из-за обилия грызунов-переносчиков стала распространяться в войсках.

Григорий Иванович ИВАНОВ
Добровольцем, 17-летним юношей, ушёл в партизаны Григорий Иванович Иванов – впоследствии известный дальневосточный почвовед, доктор биологических наук, профессор, всю трудовую жизнь (с 1953 по 2000 годы) проработавший в БПИ ДВО РАН. Так поступали в Советском Союзе лихую для страны годину многие.



Да что говорить о гражданах нашей страны, когда многие соотечественники, по разным причинам оказавшиеся за пределами страны Советов, боролись как могли за её независимость. Из них многие были настроены к Советскому Союзу, мягко говоря, далеко недружелюбно, и, тем не менее, подавляющее большинство из них осудили нашествие фашистской Германии. Даже такой заклятый враг страны Советов как А.И. Деникин предложил свои услуги И.В. Сталину в качестве военного советника, так как встать в ряды действующей армии ему уже не позволял возраст. Он руководствовался, как и многие офицеры бывшей русской армии, моральным кодексом, который можно выразить двумя словами: «Родина и честь!». Когда Родина в опасности, забывались имущественные и политические различия.

Гитлеровский режим, конечно, предлагал сотрудничество почти всем влиятельным лидерам «белого движения», но согласились воевать на стороне Германии лишь единицы (Краснов и Шкуро). Основная же часть эмиграции, в том числе, белой, симпатизировала Советскому Союзу, который в течение самых тяжелых лет (с 1941 по 1943) дрался с Германией и её союзниками в одиночестве. Эмигранты создавали союзы и общества по оказанию помощи Красной Армии, которая выражалась в сборе денежных средств, на которые приобреталось оружие, медикаменты, одежда и продовольствие.

Серьёзную помощь от сборов своих концертов и публичных выступлений оказывали всемирно известные деятели искусства, такие как С.В. Рахманинов, композитор А.Т. Гречанинов, бывший главный дирижер Мариинского театра Н.А. Малько, пианисты Владимир Горовиц и Владимир Падва.

Эмигрантам нашим за рубежом жилось непросто, многие были безработными, и всё равно из своих скудных средств они выделяли свою долю и несли в консульство. Открыто это можно было делать только на Американском континенте и в Великобритании, а в оккупированной Европе антифашистская деятельность оживилась только после Сталинградской битвы, когда Япония и Турция окончательно решили отказаться от нападения на СССР. А после победоносной операции на Курской дуге и высадке американского десанта в Сицилии, когда стало очевидным скорое поражение Германии, в сентябре 1943 года капитулировала Италия. В это же время стало усиливаться сопротивление в оккупированных странах Европы, которое особенно было ощутимо на Балканах, где вёл партизанскую войну народ, населяющий Югославию под руководством И.Б. Тито. В этой борьбе активное участие принимали военнопленные, бежавшие из концлагерей.

Деятельную помощь с риском для жизни беглецам оказывали наши соотечественники: И.А. Бунин, известный русский писатель, лауреат Нобелевской премии. Русская княгиня Вера Аполлоновна Оболенская, (подпольный псевдоним – Вики) активная участница французского Сопротивления, кавалер Рыцарского ордена Почётного легиона. О её подвиге в нашей стране впервые узнали в 1965 году. Вместе с мужем Николаем Оболенским они добывали секретные сведения у советских военнопленных, работающих на оборонительных сооружениях «Атлантического вала» и передавали их через агентов Шарля де Голля союзникам. Эти сведения очень помогли союзническим войскам успешно высадиться в Нормандии.

В 1943 году она была арестована гестапо. Следователь на допросе спросил её о том, почему она, эмигрантка, спасаясь во Франции от коммунистов, помогает нашим общим врагам, а не наоборот? Вики ответила: «Цель, которую вы преследуете в России, – разрушение страны и уничтожение славянской расы. Я русская, но выросла во Франции и здесь провела всю свою жизнь. Я не предам ни своей родины, ни страны, меня приютившей». В августе 1944 года она приняла мученическую смерть в тюрьме Плетцензее.

Посмертно она была награждена на Родине орденом Отечественной войны первой степени. Всего погибло в рядах французского сопротивления не менее 240 русских эмигрантов. Что их побудило поступить так, а не иначе? Конечно, любовь к Родине и честь, которую они сберегли, вынужденно находясь вдали от неё.

Видимо, у нашего народа за многие столетия выработался дух свободы и бунтарства, который 800 лет назад объединил враждующие княжества и освободил многие народы от татаро-монгольской чумы. То же самое претерпели Карл ХII, Наполеон и Гитлер. И так впредь будет со всяким, кто к нам с мечом придёт. Как сказал Л.Н. Толстой: «И благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передают её великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотой и лёгкостью поднимают первую попавшуюся дубину и гвоздят ею обидчика до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».

Владимир ГОЛОВ,
главный научный сотрудник БПИ ДВО РАН, 
доктор биологических наук



Комментариев нет:

Отправить комментарий