воскресенье, 5 апреля 2015 г.

С праздником! В геологи идут романтики


Ко Дню геолога – 5-го апреля


Дорогие геологи! В первое воскресение апреля каждого года приходит наш праздник. Поздравляю с Днём геолога! Здоровья Вам и новых открытий!

Анатолий ОБЖИРОВ,
доктор геолого-минералогических наук
ТОИ ДВО РАН


Движение мечты

Говорят, что геология не наука, а искусство. Это правда. В геологи я пошёл после театра.
Многие знают, что в геологи идут романтики. Но вот, что это такое – романтика? Ведь романтика имеет много оттенков. И физики-лирики тоже романтики и в других профессиях без романтики не обойтись. Но вернусь к романтике геолога. Пожалуй, это состояние души, то есть, человек не понимает что, кто и куда его ведёт. Он околдован природой, воздухом и движением. Он не может без движения жить. Но не просто физического движения, а духовного, божьего, то есть, «движения мечты».

Вот и я не думал, что я стану геологом. Мой папа – инженер-конструктор, мама – преподаватель, старший брат – математик, сестра – конструктор. И когда я сказал родителям, что я хочу стать геологом, то папа просто не разрешил этого. Спасла мама – она чувствовала меня, и душевное, воздушное состояние я взял от неё. Она сказала папе: «Пусть идёт в геологи».

А началось «движение» с театра. Ещё в 5 классе наш классный руководитель решила поставить пьесу А.Н. Рыбакова «Кортик». Она искала кандидатуру на роль Гены (Генки). Вы помните, главным героем был Миша Поляков. Я конечно с радостью согласился. Это же – «движение»! Но на премьере оказалось, что я слишком был эмоциональным, много махал руками, много смеялся и, похоже, не совсем в тему. Но меня ещё из театра не вывели. В следующей постановке о самозванце Лжедимитрии – Григории, в сцене – служители церкви отец Варлаам и отец Мисаил в корчме, последнего доверили играть мне. Но опять я себя проявил слишком подвижным – ещё пьеса была в разгаре, как я уже съел весь реквизит – тарелку капусты, потому что очень волновался. Мой партнёр высказал по этому поводу неудовольствие слишком громко, и многие засмеялись. После этого меня отстранили от игры в театре. Но я упросил оставить меня в театре, согласившись строить декорации и выполнять шумовые эффекты.

И вот пьеса «Тарас Бульба». Я из леса принес березовые пни, ветки, и меня похвалили. Затем учительница сказала, что когда Тарас скажет своему сыну: «Я тебя породил, я тебя и убью», я должен под сценой ударить по фанере, и Андрий тогда упадёт. Но тут я опять решил проявить инициативу. У дедушки было двуствольное ружье 16-го калибра. Я зарядил два патрона дымным порохом, набил стволы газетой и залез под сцену. Никто, конечно, об этом не знал. При фразе «я тебя убью» – я стрельнул из двух стволов.

Эффект был поразительный. На сцене упали оба – и Тарас и Андрий. В зал полетели обрывки газеты, и повалил дым. Некоторые в первом ряду вместе с директором школы тоже упали на пол. Продолжение было следующее. От театра меня отстранили и из школы собрались выгнать. На выручку пришла опять мама. Она объяснила, что «я хотел создать настоящий эффект». Директор школы согласился, что это мне удалось. Пожалели маму (она сама преподавала физику и математику в вузе) и меня оставили в школе.

Но, я недолго страдал и пошёл в музыкальный кружок. Там не хватало человека, который бы играл на мандолине. Мне было всё равно, лишь бы взяли в кружок. Так я стал играть на мандолине и когда я поступил в Томский политехнический институт на геолога, то меня приняли в Томский оркестр народных инструментов играть на мандолине…Это чудо – когда играешь, обо всём забываешь. Сейчас я всегда вожу с собой мандолину в экспедиции, в командировки и она мне служит инструментом для отдыха. Я еще шучу, что мандолина мне заменяет жену, когда я далеко от дома.

К сожалению, в оркестре я играл всего три года. Параллельно я играл в хоккей с шайбой за Томскую область в 1 группе розыгрыша России, зона Сибири и Урала. Приходилось уезжать на игры иногда на две-три недели, а оркестр выступал. Мне руководитель оркестра предложил оставить хоккей, но я ушёл из оркестра, так как для меня хоккей был «сверхдвижение» и я не мыслил себя без него. Руководитель оркестра подарил мне оркестровую мандолину, которую я в экспедиции по неосторожности и по незнанию испортил. Я уже писал об этом печальном событии. Чуть-чуть напомню, потому что этот случай всегда в моих воспоминаниях, так как мандолина уж очень хорошо играла. Я покупал много мандолин, но другой такой не встретил…. Нашёл я мандолину с приятным звучанием во Вьетнаме в 2011 году и сейчас с удовольствием играю как у костра, в экспедициях, на различных вечерах.

А произошло опять из-за моего состояния души «в движении». Я спускался на резиновой лодке в верховьях реки Бикин с геологическим оборудованием и конечно, мандолина была со мной. Я её достал и стал играть Полонез Огинского. Звук мандолины распространялся по реке далеко-далеко и возвращался, окрашенный природой и пением птиц. Я говорю почти правду, птицы подпевали, рябчики свистели. Я находился в какой-то эйфории. Но природа такова, что глядеть надо в оба. Река вдруг забурлила, появились камни, утопшие деревья, и срочно надо было работать веслами, чтобы обойти опасное место. В один из моментов я задел мандолину, и она упала в реку. В безопасном месте я её выловил, вылил воду и продолжал играть. Но бурная река опять заставила работать веслами, и опять мандолина упала в воду. Кончилось всё печально. Мандолина на солнце расклеилась, перестала играть, и я её повесил на дереве в верховьях реки Бикин…

Сегодня, говоря о «состоянии души» – искать, разведывать, изучать природу, быть частью природы и быть первопроходцами, рассказываю о геологии. Когда я пришёл учиться геологом в Томск, то это была одна из почётных профессий. И что случилось в ХХI веке? Геология вдруг стала почти не востребована. Молодёжь осваивает модные профессии менеджеров, юристов, финансистов и другие. Геология оказалась лишней, так как в ХХ веке геологи открыли достаточно месторождений, запас которых перешёл в ХХI век. Даже День геолога перестали объявлять по федеральным каналам… А ведь такие перекосы нельзя допускать! Сейчас увидели, что у нас недостаток специалистов-инженеров; геологи стареют, а свежие молодые силы институты готовят недостаточно.

Дорогие геологи, вы сделали своё дело отлично – открыли достаточно рудного и углеводородного сырья и передали Родине. Теперь нам надо не только искать месторождения, но и воспитывать молодых геологов, чтобы наше дело продолжалось и открытия приумножались. Государство должно обратить внимание на геологию и снова считать её приоритетным направлением. И пока мы живы, – будем работать на благо России. :-) 
С Днём Геолога!





Комментариев нет:

Отправить комментарий