среда, 28 января 2015 г.

«Моя безмерная благодарность дорогому человеку»: к выставке «Чтоб не распалась связь времён»

Выставка приурочена к 85-летию со дня рождения Л.С. МАМАЕВОЙ и посвящена её памяти 

Начало о выставке здесь 



Прошло много лет, но я всегда помню дорогого мне человека, к сожалению уже ушедшего, дружеская близость с которым помогала в моей жизни. Лариса Семёновна – учитель по призванию, она помогла в овладении знаниями, научила применять полученные знания на своём бесценном опыте...


Андрей Борисович ЕГОРОВ был первым и последним из студентов в 70-х годах, который прорвался в аспирантуру Зоологического института

…В 1967 году, при поступлении на биолого-почвенный факультет ДВГУ, было 12 человек на место. Конкуренция создалась оттого, что выпускались в последний год по старой программе 11-е классы, а 10-е – по новой программе. Биология пользовалась популярностью. Я не добрал 0,025 балла и попал на собеседование к Ю.Н. Назарову и Л.С. Мамаевой. Так впервые мы с ней встретились. Выяснилось, что поступаю на биофак не просто из любви к кошечкам и собачкам, а хочу изучать приморских «слонов» – жуков с хоботами. Разговор был долгий и насыщенный, она тактично, но много и подробно выспрашивала у меня, откуда столько интереса и информации о насекомых. В результате мне было предложено сдать документы на заочное отделение, а потом, по появлению свободных мест, перейти на дневное. Об этом поставили в известность декана биофака А.Ф. Скрипченко, а Лариса Семёновна, перезванивая, держала меня в курсе дела.




Полевую практику в 1968-м, чтобы не терять дисциплины при переходе на дневное отделение, я прошёл на биостанции Анисимовка. Ребята, с которыми мы поступали, за зиму сдружились, образовались компании по интересам, и меня вводили в сложившиеся отношения. Лариса Семёновна встретила с радостью и сразу загрузила (помимо выполнения заданий по полевой практике и сборам гербария) определением насекомых в студенческих коллекциях, проведением экскурсий для отлова определённых групп беспозвоночных. Несмотря на её некоторую полноту, несколько раз мы ходили вверх от биостанции по ручью Берёзовому, спускались на луга вдоль р. Суходол, ради реликтовых тараканов и гриллоблатид поднимались по ручью Смольному до хвойного леса. Там я разбивал трухлявые стволы, она в ручье собирала личинок ручейников. Ей было интересно найти редкое, а потом рассказать на лекциях, у неё была прекрасная память на всё увиденное.




Помогая на практике студентам при монтировании, вскрытии и рисовании различных насекомых, при ежедневном общении я постепенно находил себе друзей, что для меня было необходимым при принятии в группу, при переводе на очное обучение. Юные студенты были очень разные. Как внимательный педагог, Лариса Семёновна многое видела в человеке, переживала за него и старалась за время обучения на биофаке помочь ему раскрыть лучшие черты. Зная о сложностях в жизни человека, иногда просила меня повысить его самооценку. При этом она безоглядно тратила на своих подопечных своё личное время. Долгие годы наши дружеские отношения с Ларисой Семёновной были очень близкими.




Осенью 1968 года я перешёл на дневное отделение биофака, и мы стали много общаться с Ларисой Семёновной. Она познакомила меня с коллективом преподавателей, таких же безотказных биологов-энтузиастов, целиком преданных делу воспитания будущих зоологов. Лариса Семёновна хорошо знала литературу и часто советовала прочитать или приобрести ту, либо иную книгу. Благодаря ей моя библиотека быстро разрасталась.

В том же 1968-м отца перевели во Владивосток, мама познакомилась с Ларисой Семёновной, они сдружились на почве любви к биологии и, порой, сообща разрабатывали вопросы к городским олимпиадам, в которых меня приглашали участвовать в жюри, оценивать знания школьников, выискивать таланты.




1971 год запомнился преподавательской практикой. К тому времени по предложению А.И. Куренцова и Л.С. Мамаевой я вёл кружки биологии в нескольких школах, с 1969-го читал лекции по линии «Общества Знание» на заводах и кораблях. Практика проходила в СШ № 52 на проспекте «100 лет Владивостоку», возле железнодорожной станции «Моргородок». Мне достались 5-й, 7-й и 9-й классы по биологии и химии. Лариса Семёновна посещала каждое занятие. Она приходила всегда нарядная, в белой блузке, весёлая, общительная. В преподавании старшеклассникам настраивала меня: не тушуйся, ты учитель, ты знаешь всё; ярко и кратко рассказывай, буди интерес, работай голосом, жестом; поднимай «спящих» с юмором, требуй повтора у отвлёкшихся, задавай на дом, что дополнительно прочесть в книгах, сохраняй быстрый темп! Отмечала подход к ученикам – зоркая была, активно слушала, записывала, потом подробно всё разбирала. Всё проходило хорошо, но учитель биологии заболела надолго и кончилась моя педпрактика почти под новый год…




… Знания по биологии, полученные за годы учёбы в университете и работы в Биолого-почвенном институте, теперь я передаю своим ученикам в России и за рубежом, отчасти так, как это делала в своё время Лариса Семёновна. Читаю лекции на общественных началах школьникам и студентам, курирую курсовые и дипломные работы студентов биофака, консультирую учителей и музейных работников. Оказываю помощь в составлении каталогов по долгоносикообразным жукам в соседних странах. А также принимаю участие в проведении выставок в память об ушедших учителях – биологах, которым я безмерно благодарен.

Андрей ЕГОРОВ,
кандидат биологических наук
    Фотографии автора






Комментариев нет:

Отправить комментарий