среда, 17 декабря 2014 г.

Талантливы во всём (продолжение): Наполняя «белое пространство листа и жизни» или...

Продолжение. Начало здесь

Всего самого солнечного! Вика. 

Виктория Владимировна ШАРМАНКИНА – кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории эмбриологии Института биологии моря имени А.В. Жирмунского ДВО РАН.
Дипломантка конкурса молодых поэтов «Гул океанского прибоя» 2005-2006, 2013, «Болдинская осень» (2006). Её стихи опубликованы в сборнике стихов «В тайном созвучии света и тени» (2009), в сборнике стихов молодых поэтов «Моё поколение», литературно-художественном издании «Аlter Ego» (2011), и в нескольких печатных изданиях («Дальневосточный учёный», «Дальневосточное собрание», «Прибой», «Приморские вести»).
Победитель международного художественного конкурса «Biennale-2000», в городе Ниигата, Япония. Участница выставок «Болдинская осень» (2005-2006), выставки молодых графиков Приморья, посвящённой памяти Андрея Камалова (2006), «Арт- Владивосток» (2013), «Фуникулер» (2013), «Аrt-кухня» 2014, «Месторождение» 2014. В её активе – персональная выставка «В тайном созвучии света и тени» (2007)

Виктория ШАРМАНКИНА


– Виктория, мы с вами беседовали в марте 2010 года. Тогда у вас в ближайших планах было: защитить диссертацию, опубликовать новый сборник стихов и провести выставку картин. Сбылось всё, что загадывали?

– И да, и нет, всё вышло интересней. Мои планы тогда выражали внутреннюю потребность обобщения, подведения итогов, по сути – освобождения. А всё для того, чтобы взять новый чистый листок и продолжить… Сейчас важно, что есть чем продолжать, чем наполнять «белое пространство листа и жизни». И хочется углубляться, менять качество того, что делаю в сторону большей самоотдачи, честности, точности. Тогда работы получаются живыми, вызывают резонанс, имеют смысл. Ну и повышать уровень, конечно, а это требует большого труда, самокритичности. Поэтому социальная активность отступает на второй, третий план.


На фоне работ выставки «Пленер-2013»

– Вы уже кандидат биологических наук. Когда вы защитились? Расскажите о теме ваших исследований. (Помнится, вы изучали регенерационные процессы у разных систематических групп морских ежей. Продолжаете ли заниматься этими исследованиями?)

– Защитилась в июле 2011 года. Работа «Ультраструктура и морфогенез скелета игл морских ежей» заключалась в изучении формирования структуры игл морских ежей, обитающих в Японском море (6 самых массовых видов) на разных стадиях развития. Также рассматривались морские ежи из разных музейных коллекций. В качестве основного результата в работе была сформулирована гипотеза происхождения игл плоских (неправильных) морских ежей на основе ювенильных (juvenilis от лат. – юношеский, детский) игл правильных морских ежей. Была выдвинута идея, что структура игл плоских морских ежей произошла за счёт выпадения конечной «взрослой» стадии иглы правильного предка, сохранения его «детской стадии». Работа вызвала интерес у коллег-«иглокожников», была также представлена на Всероссийской (Москва, 2011) и Международной (Брюссель, 2012) конференциях по иглокожим.


На защите кандидатской диссертации 1 июля 2011 года

Сам процесс защиты мне понравился, воодушевляющая и красивая процедура. А подготовка к ней, помимо самой научной составляющей, оказалась очень полезной: я как будто бы накачала себе какие-то невидимые психологические мускулы, до сих пор пользуюсь. Очень благодарна за это научному руководителю доктору биологических наук А.Л. Дроздову и секретарю Совета кандидату биологических наук М.А. Ващенко. Также хочу выразить признательность за помощь на этапе оформления результатов работы доктору биологических наук А.В. Чернышёву, члену-корреспонденту РАН, доктору биологических наук В.В. Юшину. На финише их помощь оказалась особенно важной.

– Остаётся ли для вас научная работа творческим процессом, позволяющим достичь в научном смысле красивого результата?

– Безусловно, поэтому и вызывает множество проблем. Во время обучения в аспирантуре с работой постоянно происходил «алхимический» процесс по её трансформированию. Кажется название работы, в конце концов, также изменилось. Ну, это привычные всем научным работникам рабочие моменты. Приток данных экспериментов, новой информации из статей заставляет всё время трактовать результаты работы по-новому. В итоге, из всего массива информации, пропущенного через фильтр учёного, выплавляется очищенная идея, чем короче и проще, тем красивее. А ещё лучше – наглядная схема. К созданию простой и понятной схемы по итогу работы меня постоянно призывал научный руководитель Анатолий Леонидович Дроздов.


С научным руководителем Анатолием Леонидовичем Дроздовым

– Насколько изменилась ваша работа после защиты кандидатской?

– После защиты научная работа перешла в новое русло, появилась потребность её углубить с помощью методов молекулярной биологии. На этой почве возникло сотрудничество с лабораторией биотехнологии Биолого-почвенного института, а именно с ведущим научным сотрудником, кандидатом биологических наук Константином Вадимовичем Киселёвым, который является для меня большим молекулярным мастером. Он успешно руководит работой небольшого молодого коллектива, очень слаженно работающего. Начала осваивать у них новые методы, ещё более абстрактные, нежели привычные – микроскопические. Не так давно первые результаты были представлены на нашем лабораторном семинаре и на ежегодной внутренней конференции института.


«Купание чёрного ежа», 2014, бумага, карандаш, 30х40

– Виктория, каковы успехи в вашем параллельном с наукой творческом самовыражении – в живописи и поэзии? Опубликован ли новый сборник стихов, проведена ли выставка картин?

– Живопись стала открываться мне не так давно, когда начала изучать реалистическое направление у талантливого живописца Евгении Ефремовой во Владивостокском художественном училище. Это, конечно, открытие века, как будто дополнительная функция в теле выработалась. До этого была увлечена графикой, в большей степени интуитивной. Сильно изменилось восприятие изобразительного искусства, картины художников стали раскрываться, не только своей сюжетной стороной (как раньше), но живописной самоценностью, способностью выражать пространство. Когда стала пытаться писать маслом сама, стало очевидным, что «понять» и «освоить», – это разные вещи. Если в науке само понимание процесса умом часто и есть результат, то в живописи этого до смешного мало, нужно, чтобы и как в спорте –  тело сумело сделать, и как в науке – мысль летела, и плюс ко всему – чувства раскрывались. Поэтому приходится очень много, что называется, «копать руду», заниматься трудом, хоть и творческим.


«Арт-Владивосток», 2013

Если говорить об успехах, то они пока, в основном, внутренние. Временами, конечно, я участвую в разных городских выставках. Из последних – это «Арт-Владивосток», 2013; «Art-кухня», 2014; «Месторождение», 2014. Ещё буду подавать работу на ближайшую «Фуникулер-2015». Приходите смотреть!

– Спасибо за приглашение, обязательно приду! Виктория, на недавно прошедшем краевом литературном конкурсе в номинации «поэзия» вы стали одним из победителей. Расскажите об этом конкурсе, вашем участии в нём и ваших достижениях.

– Как я поняла, этот конкурс пришел на место традиционному «Гулу океанского прибоя», имел более широкий территориальный охват и был посвящён «празднованию в Приморском крае Года культуры в Российской Федерации». Имел патриотическую направленность. На участие меня вдохновила И.А. Мусихина, сотрудник библиотеки, несмотря на отсутствие у меня работ строго по тематике конкурса. По итогам конкурса опубликовали сборник стихов «Автограф на краю земли». Листая его, слышишь, как звучат голоса людей разного возраста, любящих свой город, свой край, и облекающие свои искренние чувства в слова.


Вручение диплома на конкурсе поэзии «Гул океанского прибоя», 2013

– «Учёный, погруженный в научное творчество – счастлив», – это ваши слова. Вы погружены в разные виды творчества трижды. Считаете ли себя счастливым человеком?

– Человек, который от взаимодействия с миром не опустошается, а сохраняет способность радоваться, является по сути счастливым. Состояние счастья, не эмоциональной эйфории, а именно внутренней наполненности для меня – это маячок жизненной правильности. И это состояние считаю базовым для себя. Если его нет, значит, что-то не так. А уж когда охвачен творчеством, то совсем воспаряешь над повседневностью. И понимаешь, что повседневность – это только кажущееся. Есть ли что-нибудь ещё такое же вдохновляющее на познание в любом его проявлении, как реальность? Когда высовываешь голову «из канализационного люка» на свежий воздух, то всё меньше хочется возвращать её обратно, и всё интереснее – что там дальше J.

– Поделитесь своими планами на ближайшее будущее. Что бы вы пожелали себе, своим коллегам в новом году?

– В будущем году хочется продолжить начатое, хочется большей осознанности в жизни, внутриличностных перемен. Время нового года – очень хорошее время для того, чтобы начать заниматься по-настоящему важным, перестать тратить жизнь на пришедшие в негодность старые опустевшие смыслы. Если нужно – начать с чистого листа. Начать ценить время (по сути, только оно у нас и есть). Всем желаю много жизненных сил и радости!

Так и просится здесь добавить слова, которыми она обычно заканчивает свои письма: «Всего самого солнечного! Вика»…


С коллегами  научными сотрудниками лаборатории эмбриологии Института биологии моря имени А.В. Жирмунского ДВО РАН


И – в завершении нашей беседы – немного из стихов Виктории Шарманкиной и её художественных работ.


«Танец дерева», бумага, карандаш, 20х30


***
Выговариваю в ночь – буквами,
Расплетаю нити слов – утлые,
Из поэзии, тряся мыслями,
Прорастают времена – смыслами.


«Старый Владивосток», бумага, ручка, 30х40


***
Светотени брошены,
Кистями взлохмачены,
Мысли перелетные – пущены,
Удачно ли?
До высокой звонницы,
До парящей птицы...
Белым ломтем неба
Лист альбомный мнится...


«Между тенью и светом» масло, бумага,20х30


***
Неужели я камень на вершине холма,
Когда чувствую сердцем полноту бытия?
Неужели я слякоть под брусчатым мостом,
Когда плачу о прошлом, говорю о былом?
Неужели я птица, белотелая тварь,
Когда в небо срываюсь, когда землю не жаль?
Неужели личиной подперев пустоту,
Врать бесстыдно посмею, что духовно расту?
Подзаборной, голодной псиной жмусь к тишине,
Где далекие звезды – светляками в траве.


«Улицами Владивостока», бумага, карандаш, 20х30

Туман

Густая задумчивость, белая,
Сквозь дыры в сознании – хлынула,
Словесной завесой иллюзии
Неясность на город накинула…
Поверхностным, частым дыханием
Охвачены дни потепления,
В туманном предтече весны
Прошедшей зимы осмысление.


«Между тенью и светом» масло, бумага,20х30


***
Дышат путанные мысли,
Расстояние холмится,
Под соцветием любви
Диким стеблем мир кружится…


«Обещал вернуться» бумага, масло, 2014, 30х40


***
Нас одели в камень, в глыбы повторений,
В стеганые клочья скал, обломки гор…
Нас одели в травы, в ленты обновлений,
В зеленью подернутый, вьющийся узор.
Обернули в мясо, в тонкие прожилки
Разноцветной кожи, блестки чешуи,
В лабиринты судеб – выходом наружу,
Через нитку света, силами души…
Хрупкие одежды повседневной были
Втоптанные в землю, тлеют в облаках,
Ускользают утром, позабыв пределы,
Расправляют космос, смятый в уголках.


«Французская улочка»,2014, холст, масло, 17х35


***
Вздыбились горы,
Хребтами цепляя
Неба наклоны
Силясь поднять,
Нити тугие,
под копною орбиты
Вершиною снежной –
От земли оторвать.
Бусинкам хрупким
Скользко на нитке,
Бесконечно летящей
В беспределье миров,
Их прозрачные грани –
Лишь момент уходящий,
Только сон, обрамленный
Перепадами слов.
Узелками плетётся
Кружево мирозданья
Нитей, лент разноцветных
Яркий красочный плен,
Паучок прибежит
Коль рвануть в одночасье,
Коль от сна пробудившись
Вдруг подняться с колен.

Виктория ШАРМАНКИНА


«Травы» бумага, тушь, 20х30

«Натюрморт с арбузом», холст, масло, 50х60

На выставке «Фуникулер-4», 2013


Комментариев нет:

Отправить комментарий