воскресенье, 29 сентября 2013 г.

Федеральный закон «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».  http://news.kremlin.ru/ref_notes/1537


Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение, полномочия и функции Российской академии наук, а также устанавливает порядок управления Российской академией наук и порядок финансового обеспечения ее деятельности.

Статья 2. Правовое положение Российской академии наук
1. Российская академия наук является федеральным государственным бюджетным учреждением.
2. Функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества Российской академии наук от имени Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации.
3. Российская академия наук осуществляет свою деятельность в целях обеспечения преемственности и координации фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых по важнейшим направлениям естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных, общественных и гуманитарных наук, экспертного научного обеспечения деятельности органов государственной власти, научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования.
4. Деятельность Российской академии наук регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также уставом Российской академии наук, принятым в соответствии с настоящим Федеральным законом.
5. Полное наименование Российской академии наук на русском языке - федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук". Сокращенное наименование Российской академии наук на русском языке - РАН.
6. Полное наименование Российской академии наук на английском языке - Russian Academy of Sciences. Сокращенное наименование Российской академии наук на английском языке - RAS.
7. Место нахождения Российской академии наук - город Москва.
8. Российская академия наук имеет исключительное право на использование своего наименования, определенного настоящим Федеральным законом, за исключением случаев использования наименования Российской академии наук в наименованиях организаций, указанных в части 9 статьи 18 настоящего Федерального закона. Лицо, неправомерно использующее наименование Российской академии наук, по требованию Российской академии наук обязано прекратить его использование и возместить причиненные ей убытки.
9. Срок деятельности Российской академии наук не имеет ограничения.

Статья 3. Устав Российской академии наук
1. Устав Российской академии наук, внесение в него изменений принимаются общим собранием членов Российской академии наук в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и утверждаются Правительством Российской Федерации.
2. Устав Российской академии наук должен содержать сведения:
1) о предмете и целях деятельности Российской академии наук;
2) о порядке принятия устава Российской академии наук и порядке внесения в него изменений;
3) о структуре, о порядке формирования, о компетенции органов управления Российской академии наук, в том числе по вопросам, составляющим исключительную компетенцию общего собрания членов Российской академии наук, а также о порядке принятия решений органами управления Российской академии наук;
4) о порядке и об условиях избрания членов Российской академии наук и иностранных членов Российской академии наук, их правах и обязанностях;
5) о структуре Российской академии наук, в том числе о региональных отделениях Российской академии наук, региональных научных центрах Российской академии наук и представительствах Российской академии наук;
6) об условиях и о порядке предоставления Российской академией наук научно-консультативных услуг государственным органам и организациям, о порядке осуществления ею экспертных функций;
7) о порядке предоставления информации о деятельности Российской академии наук членам Российской академии наук и другим заинтересованным лицам;
8) иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Статья 4. Финансовое обеспечение деятельности Российской академии наук
1. Расходы, связанные с финансовым обеспечением деятельности Российской академии наук, в том числе с финансовым обеспечением деятельности ее региональных отделений и ежемесячных денежных выплат членам Российской академии наук, предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период.
2. Российская академия наук является главным распорядителем средств федерального бюджета, предназначенных для финансового обеспечения деятельности ее региональных отделений.

Статья 5. Реорганизация Российской академии наук
Российская академия наук может быть реорганизована на основании федерального закона.

Глава 2. Цели деятельности и основные функции Российской академии наук

Статья 6. Цели деятельности Российской академии наук
Целями деятельности Российской академии наук являются:
1) проведение и развитие фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России;
2) экспертное научное обеспечение деятельности государственных органов и организаций;
3) содействие развитию науки в Российской Федерации;
4) распространение научных знаний и повышение престижа науки;
5) укрепление связей между наукой и образованием;
6) содействие повышению статуса и социальной защищенности научных работников.

Статья 7. Основные задачи и функции Российской академии наук
1. Основными задачами Российской академии наук являются:
1) разработка предложений по формированию и реализации государственной научно-технической политики;
2) проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, финансируемых за счет средств федерального бюджета, участие в разработке и согласовании программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период;
3) экспертиза научно-технических программ и проектов. Требования к научно-техническим программам и проектам, подлежащим направлению на экспертизу в Российскую академию наук, и порядок направления на такую экспертизу устанавливаются Правительством Российской Федерации;
4) предоставление научно-консультативных услуг государственным органам и организациям, осуществление экспертных функций;
5) изучение и анализ достижений мировой и российской науки, выработка рекомендаций по их использованию в интересах Российской Федерации;
6) укрепление научных связей и взаимодействия с субъектами научной и (или) научно-технической деятельности;
7) подготовка предложений, направленных на развитие материальной и социальной базы науки, повышение степени интеграции науки и образования, эффективную реализацию инновационного потенциала фундаментальной науки и повышение социальной защищенности научных работников;
8) популяризация и пропаганда науки, научных знаний, достижений науки и техники.
2. Для реализации своих основных задач Российская академия наук:
1) осуществляет, в том числе по запросу органов государственной власти Российской Федерации, экспертизу научно-технических программ и проектов, мониторинг и оценку результатов деятельности государственных научных организаций независимо от их ведомственной принадлежности, а также экспертизу научных и (или) научно-технических результатов, созданных за счет средств федерального бюджета;
2) участвует в установленном порядке в разработке и экспертизе нормативных правовых актов в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, охраны интеллектуальной собственности;
3) подготавливает и представляет Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации доклады о состоянии фундаментальных наук в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными;
4) разрабатывает предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных наук, а также о направлениях поисковых научных исследований;
5) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации рекомендации об объеме средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на очередной финансовый год на финансирование фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования, и о направлениях их расходования;
6) представляет российских ученых в международных научных союзах и их органах управления, участвует в деятельности других международных научных организаций, заключает соглашения о научно-информационном сотрудничестве с академиями наук и научно-исследовательскими организациями иностранных государств, участвует в организации и проведении международных научных конгрессов, конференций, симпозиумов, семинаров;
7) осуществляет редакционно-издательскую деятельность, в том числе издает научные монографии, учреждает и издает научные журналы, в которых опубликовываются результаты научных исследований, проводимых российскими учеными;
8) создает научные, экспертные, координационные советы, комитеты и комиссии по важнейшим направлениям развития науки и техники;
9) увековечивает память выдающихся ученых, учреждает медали и премии за выдающиеся научные и научно-технические достижения, в том числе золотые медали, премии имени выдающихся ученых, медали и премии для молодых ученых и для обучающихся по образовательным программам высшего образования;
10) учреждает почетные звания и присваивает их российским ученым и иностранным ученым.

Глава 3. Члены Российской академии наук

Статья 8. Члены Российской академии наук и иностранные члены Российской академии наук
1. В состав Российской академии наук входят члены Российской академии наук (академики, члены-корреспонденты) и иностранные члены Российской академии наук.
2. Членами Российской академии наук являются российские ученые, имеющие выдающиеся научные достижения и избранные общим собранием членов Российской академии наук в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом и уставом Российской академии наук.
3. Порядок и условия избрания иностранных членов Российской академии наук устанавливаются уставом Российской академии наук.
4. Члены Российской академии наук участвуют в общем собрании членов Российской академии наук с правом решающего голоса по всем вопросам, отнесенным к компетенции такого общего собрания. Иностранные члены Российской академии наук вправе участвовать в общем собрании членов Российской академии наук с правом совещательного голоса.
5. Предельное количество членов Российской академии наук утверждается Правительством Российской Федерации по предложению общего собрания членов Российской академии наук.

Статья 9. Ежемесячная денежная выплата членам Российской академии наук
Членам Российской академии наук выплачивается ежемесячная денежная выплата в размерах и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, пожизненно с момента присвоения звания члена Российской академии наук.

Статья 10. Права и обязанности членов Российской академии наук
1. Члены Российской академии наук имеют право:
1) участвовать в управлении Российской академией наук в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и уставом Российской академии наук;
2) избирать и быть избранными в органы управления Российской академии наук;
3) получать информацию о деятельности Российской академии наук в порядке, установленном уставом Российской академии наук;
4) получать предусмотренную настоящим Федеральным законом ежемесячную денежную выплату;
5) осуществлять иные права в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
2. Члены Российской академии наук обязаны:
1) активно участвовать в реализации задач, возложенных на Российскую академию наук, и содействовать достижению целей ее деятельности;
2) принимать участие в общих собраниях членов Российской академии наук;
3) в случае избрания в органы управления Российской академии наук надлежащим образом осуществлять права и исполнять обязанности, вытекающие из полномочий и функций соответствующих органов управления;
4) соблюдать требования устава Российской академии наук;
5) соблюдать нормы научной этики, личным примером содействовать повышению престижа науки и авторитета члена Российской академии наук;
6) ежегодно представлять в письменной форме отчет о своей научной и (или) научно-технической деятельности и полученных за отчетный год научных и (или) научно-технических результатах в порядке, установленном уставом Российской академии наук.
3. Уставом Российской академии наук могут предусматриваться дополнительные права и обязанности членов Российской академии наук.

Глава 4. Органы управления Российской академии наук

Статья 11. Общее собрание членов Российской академии наук
1. Общее собрание членов Российской академии наук является высшим органом ее управления, состоящим из членов Российской академии наук и иностранных членов Российской академии наук, избранных в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом Российской академии наук.
2. Общее собрание членов Российской академии наук:
1) определяет приоритетные направления деятельности Российской академии наук для достижения целей ее деятельности;
2) утверждает и ежегодно представляет Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации доклад о состоянии фундаментальных наук в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными, предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных наук, а также о направлениях поисковых научных исследований;
3) принимает и представляет в Правительство Российской Федерации рекомендации об объеме средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на очередной финансовый год на финансирование фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования, и о направлениях их расходования;
4) заслушивает и обсуждает доклады отделений Российской академии наук и региональных отделений Российской академии наук, членов Российской академии наук и иностранных членов Российской академии наук;
5) избирает членов Российской академии наук в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом Российской академии наук;
6) принимает устав Российской академии наук, положения об отделениях Российской академии наук и о представительствах Российской академии наук, внесение изменений в эти устав, положения;
7) формирует отделения Российской академии наук;
8) принимает решения о создании региональных отделений Российской академии наук и представляет соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации, принимает решения об открытии представительств Российской академии наук;
9) избирает президиум Российской академии наук, президента Российской академии наук, вице-президентов Российской академии наук, главного ученого секретаря президиума Российской академии наук и академиков-секретарей отделений Российской академии наук;
10) подготавливает предложения об установлении предельного количества членов Российской академии наук и представляет данные предложения на утверждение в Правительство Российской Федерации.
3. Порядок проведения общего собрания членов Российской академии наук устанавливается уставом Российской академии наук.
4. Решение общего собрания членов Российской академии наук по вопросу, указанному в пункте 9 части 2 настоящей статьи, принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов членов такого общего собрания, присутствующих на нем.
5. Общее собрание членов Российской академии наук правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие более половины членов такого общего собрания. Члены такого общего собрания могут принимать участие в нем только лично.
6. Вопросы, отнесенные настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания членов Российской академии наук, не могут быть переданы для решения иным органам управления Российской академии наук.

Статья 12. Президиум Российской академии наук
1. Президиум Российской академии наук является постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом Российской академии наук.
2. В состав президиума Российской академии наук входят президент и вице-президенты Российской академии наук, а также члены президиума Российской академии наук, избранные общим собранием членов Российской академии наук в количестве и в порядке, которые установлены уставом Российской академии наук.
3. Президиум Российской академии наук:
1) созывает общее собрание членов Российской академии наук;
2) утверждает результаты проводимой по запросу органов государственной власти экспертизы научно-технических программ и проектов, а также мониторинга деятельности государственных научных организаций независимо от их ведомственной принадлежности и оценки результатов их деятельности;
3) утверждает уставы региональных отделений Российской академии наук, внесение изменений в эти уставы;
4) утверждает избранного руководителя регионального отделения Российской академии наук;
5) согласовывает кандидатуры назначаемых президентом Российской академии наук руководителей представительств Российской академии наук;
6) согласовывает кандидатуры руководителей научных организаций, указанных в части 12 статьи 18 настоящего Федерального закона;
7) принимает решения об участии Российской академии наук в деятельности международных организаций.

Статья 13. Президент Российской академии наук
1. Президент Российской академии наук является единоличным исполнительным органом Российской академии наук.
2. Президент Российской академии наук избирается из числа академиков Российской академии наук сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской академии наук более двух сроков подряд. По истечении пятилетнего срока президент Российской академии наук вправе продолжить осуществлять полномочия до своего избрания на второй срок или до избрания нового президента Российской академии наук, но не более чем шесть месяцев по истечении пятилетнего срока.
3. Президент Российской академии наук:
1) созывает заседания президиума Российской академии наук;
2) действует от имени Российской академии наук;
3) заключает трудовые договоры с избранными руководителями региональных отделений Российской академии наук, которые утверждены президиумом Российской академии наук;
4) назначает согласованных с президиумом Российской академии наук руководителей представительств Российской академии наук и заключает с ними трудовые договоры;
5) представляет по согласованию с президиумом Российской академии наук на рассмотрение общего собрания членов Российской академии наук устав Российской академии наук, внесение изменений в него, на утверждение общего собрания членов Российской академии наук положения об отделениях Российской академии наук и о представительствах Российской академии наук, внесение изменений в эти положения;
6) представляет на утверждение президиума Российской академии наук уставы региональных отделений Российской академии наук, внесение изменений в них;
7) решает иные вопросы руководства текущей деятельностью Российской академии наук.

Статья 14. Региональные отделения Российской академии наук, региональные научные центры Российской академии наук и представительства Российской академии наук
1. В структуру Российской академии наук входят региональные отделения Российской академии наук, региональные научные центры Российской академии наук и представительства Российской академии наук.
2. Региональные отделения Российской академии наук являются федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, определенных настоящим Федеральным законом. Региональные научные центры Российской академии наук создаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Российская академия наук осуществляет от имени Российской Федерации в порядке и в объеме, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, полномочия учредителя и собственника имущества, находящегося в оперативном управлении региональных отделений Российской академии наук и региональных научных центров Российской академии наук.
4. Предложения региональных отделений Российской академии наук о принятии их уставов, внесении в них изменений рассматриваются Российской академией наук в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 12 и пунктом 6 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона.
5. Руководители региональных отделений Российской академии наук избираются в порядке, установленном их уставами, и утверждаются президиумом Российской академии наук.
6. Открытие представительств Российской академии наук на территории Российской Федерации осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона и других федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого открываются представительства Российской академии наук, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Глава 5. Взаимодействие Российской академии наук с органами государственной власти, гражданами, организациями

Статья 15. Независимость Российской академии наук
1. Российская академия наук в рамках задач и функций, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, обладает независимостью в своей деятельности.
2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в научную (научно-исследовательскую) деятельность Российской академии наук, принимать решения, препятствующие осуществлению Российской академией наук своих задач и функций.

Статья 16. Взаимодействие Российской академии наук с органами государственной власти, гражданами, организациями при реализации ею своих целей и основных задач
1. Российская академия наук при реализации своих целей и основных задач осуществляет информационное взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, с гражданами, организациями в порядке, установленном уставом Российской академии наук. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы и организации, органы местного самоуправления обязаны оказывать поддержку Российской академии наук при реализации ею своих целей и основных задач.
2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, граждане, организации предоставляют Российской академии наук по ее запросам научную и (или) научно-техническую информацию (в том числе аналитические и справочные материалы), имеющуюся у них и необходимую Российской академии наук при реализации ею своих целей и основных задач. Предоставление необходимой информации осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне, законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне, гражданского законодательства.
3. Научные организации и образовательные организации высшего образования, осуществляющие за счет бюджетных средств фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, ежегодно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, представляют в Российскую академию наук отчеты о проведенных фундаментальных научных исследованиях и поисковых научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах.

Статья 17. Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период
Правительство Российской Федерации по представлению Российской академии наук утверждает программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период, предусматривающую направление средств федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в Российской Федерации и включающую в себя план проведения указанных исследований, обоснование их ресурсного обеспечения на срок действия данной программы, значения целевых показателей ее реализации.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 18. Объединение Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук с Российской академией наук
1. Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, являвшиеся государственными академиями наук, присоединяются к Российской академии наук со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лица, имеющие звания действительного члена Российской академии наук, Российской академии медицинских наук. Российской академии сельскохозяйственных наук, становятся академиками Российской академии наук, а иностранные члены указанных государственных академий наук со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с уставом Российской академии наук, действующей на основании настоящего Федерального закона, могут приобрести статус иностранных членов Российской академии наук.
3. Наделение членов-корреспондентов Российской академии медицинских наук, членов-корреспондентов Российской академии сельскохозяйственных наук статусом членов-корреспондентов Российской академии наук, действующей на основании настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке, установленном уставом Российской академии наук.
4. В течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона членам-корреспондентам Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук сохраняются размеры окладов за звание члена-корреспондента Российской академии медицинских наук, члена-корреспондента Российской академии сельскохозяйственных наук, установленные им на день вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если они становятся членами Российской академии наук в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
5. После дня вступления в силу настоящего Федерального закона первое общее собрание членов Российской академии наук проводится не позднее чем по истечении шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Участниками такого общего собрания являются лица, имевшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона звание действительного члена или члена-корреспондента Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук. Таким общим собранием избираются президиум Российской академии наук, вице-президенты Российской академии наук (за исключением вице-президентов, наделяемых полномочиями в соответствии с частью 8 настоящей статьи), главный ученый секретарь президиума Российской академии наук и принимается устав Российской академии наук.
6. Президент Российской академии наук, наделенный в установленном порядке соответствующими полномочиями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляет указанные полномочия в течение трех лет со дня проведения первого общего собрания членов Российской академии наук в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
7. При отсутствии на день вступления в силу настоящего Федерального закона лица, наделенного в установленном порядке полномочиями президента Российской академии наук, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, первое общее собрание членов Российской академии наук открывает старейший по возрасту академик Российской академии наук.
8. Президенты Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляют полномочия вице-президентов Российской академии наук в течение трех лет со дня проведения первого общего собрания членов Российской академии наук в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
9. Организации, находившиеся в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями (далее также - федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный Правительством Российской Федерации). Данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, функции и полномочия учредителя указанных организаций. Положения настоящей части не распространяются на Дальневосточное отделение Российской академии наук, Сибирское отделение Российской академии наук и Уральское отделение Российской академии наук.
10. Государственные задания на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований научными организациями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений и переданными в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации, утверждаются данным федеральным органом исполнительной власти с учетом предложений Российской академии наук.
11. До передачи организаций, указанных в части 9 настоящей статьи, в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации, не подлежат изменению их организационно-правовая форма, в которой они созданы, вид вещного права (оперативного управления, хозяйственного ведения, постоянного бессрочного пользования), на котором за указанными организациями закреплено имущество, находящееся в федеральной собственности, и его состав, за исключением случаев принятия решений об использовании земельных участков (с расположенными на них объектами недвижимого имущества), закрепленных за указанными организациями, в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
12. Руководители научных организаций, переданных в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации, избираются коллективом соответствующей научной организации из числа кандидатур, согласованных с президиумом Российской академии наук и одобренных комиссией по кадровым вопросам Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, с их последующим утверждением данным федеральным органом исполнительной власти. Порядок и сроки согласования и утверждения кандидатур на должность руководителя научной организации, переданной в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
13. Счетная палата Российской Федерации проводит внешний государственный аудит (контроль) управления и распоряжения средствами федерального бюджета, федеральной собственностью и другими ресурсами, закрепленными за государственными академиями наук, а также научными организациями, указанными в части 10 настоящей статьи. Заключение Счетной палаты Российской Федерации направляется в Российскую академию наук, Правительство Российской Федерации и подлежит учету при определении эффективности деятельности научных организаций.
14. По вопросам объединения Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук с Российской академией наук, не урегулированным настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации, могут издаваться указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Статья 19. О внесении изменения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
Статью 6 Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4137; 1998, № 30, ст. 3607; 2006, №50, ст. 5280; 2011, №45, ст. 6321; 2012, №50, ст. 6963; 2013, № 27, ст. 3477) изложить в следующей редакции:
"Статья 6. Государственные академии наук
1. Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств являются государственными академиями наук - некоммерческими организациями, которые созданы в форме федеральных государственных бюджетных учреждений.
Учредителем и собственником имущества государственных академий наук является Российская Федерация.
Функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества государственных академий наук от имени Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации.
Отдельные функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества государственных академий наук могут быть переданы Правительством Российской Федерации уполномоченным федеральным органам исполнительной власти.
2. Государственные академии наук участвуют в координации и проведении фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в соответствующих отраслях науки и техники, осуществляют научно-методическое обеспечение реализации отраслевых государственных программ, научно-консультативное и экспертное обеспечение в соответствующих отраслях науки и техники.
Высшим органом управления государственной академии наук является общее собрание членов государственной академии наук, которое принимает устав государственной академии наук, осуществляет в установленном указанным уставом порядке избрание членов государственной академии наук (академиков, членов-корреспондентов), иностранных членов государственной академии наук, президиума и президента государственной академии наук, рассматривает иные определенные указанным уставом вопросы.
Устав государственной академии наук утверждается Правительством Российской Федерации по представлению президиума государственной академии наук.
Президент государственной академии наук избирается общим собранием членов государственной академии наук из числа ее академиков, утверждается в должности и освобождается от должности Правительством Российской Федерации.
3. Финансирование государственных академий наук осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Правительством Российской Федерации устанавливается ежемесячная денежная выплата членам государственных академий наук, по представлению общего собрания членов государственных академий наук устанавливается численность их членов.
4. Ежегодно государственные академии наук представляют в Правительство Российской Федерации:
отчеты о своей научной, научно-организационной и финансово- хозяйственной деятельности;
предложения о приоритетных направлениях развития исследований в соответствующих отраслях науки и техники.
5. Российская академия наук является государственной академией наук, особенности правового статуса которой определяются специальным федеральным законом. ".
Статья 20. О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
В части 12 статьи 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, №49, ст. 6422; 2011, №49, ст. 7047; 2012, №49, ст. 6758; 2013, №7, ст. 606) слова "Российская академия медицинских наук" в соответствующем падеже заменить словами "Российская академия наук" в соответствующем падеже.
Статья 21. О внесении изменения в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
В пункте 1 части 3 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724) слова ", Российская академия медицинских наук" исключить.
Статья 22. Заключительные положения
1. В течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации:
1) обеспечивает внесение изменений в уставы Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, являющихся государственными академиями наук, созданными в форме федеральных государственных бюджетных учреждений;
2) определяет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции и полномочия учредителей и собственников имущества организаций, подведомственных Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, являющимся государственными академиями наук, созданными в форме федеральных государственных бюджетных учреждений.
2. Лица, имевшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона звание действительного члена Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук или Российской академии художеств, становятся академиками Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук или Российской академии художеств.
3. В течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона не осуществляется избрание новых членов Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств.
4. До создания федерального органа исполнительной власти, указанного в части 9 статьи 18 настоящего Федерального закона, финансовое обеспечение деятельности организаций, указанных в части 9 статьи 18 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
5. Финансовое обеспечение деятельности научных организаций, входящих в число организаций, указанных в части 9 статьи 18 настоящего Федерального закона, по проведению фундаментальных научных исследований осуществляется за счет средств федерального бюджета, которые предусмотрены на содержание подведомственных государственным академиям наук организаций и проведение ими научных исследований в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 - 2020 годы.
Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

пятница, 13 сентября 2013 г.

В поисках нестриженых овец. Заметки по поводу «реформы и реорганизации» РАН



 В.И. Голов
Когда речь заходит о реформах в нашей стране, невольно вспоминается выражение В.С. Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда (плохо)». Это в равной степени можно отнести к законопроекту № 305828-6 «О Российской АН, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Заметьте, что наряду с реформой РАН возникла необходимость корректировать законы, что само по себе свидетельствует о противозаконных действиях правительства. Попытки реформирования РАН предпринимались многократно, особенно после «перестроечного» кризиса и развала СССР. И вот, наконец, свершилось и уже принято во втором чтении.

Этот разрушительный процесс, постигший РАН, на самом деле произошел из-за резкого сокращения бюджетного финансирования науки, отсутствия средств на современное оборудование, на экспедиционные исследования. Но самое главное, по причине резкого сокращения притока талантливой молодёжи в науку, где аспирантам платили всего 1,5 тысячи рублей (с сентября 2011 года 2,5 тысячи и только с 2013 года 6 тыс.) в месяц при среднем прожиточном минимуме 7-10 тысяч. Разве можно прожить на такие средства? По-видимому, наши «благодетели от науки» упустили из виду, что молодые люди становятся аспирантами уже в том возрасте, когда создается семья и рождаются дети, а посему запросы у них несколько выше, чем у студентов, у которых стипендия, как не странно, выше, чем у аспирантов. Теперь, когда отнимут у нас больницу и два детских сада, в академию молодёжь уже действительно нечем будет привлекать. Поэтому, талантливая молодёжь ищет возможности продуктивно заниматься наукой за рубежом, либо работают вне сферы науки, где платят достойную зарплату. 

Уместно напомнить, что в развивающихся странах тропической Африки научным сотрудникам, и в том числе кандидатам наук, защитившимся в России, платят в 4-5 раз больше [Богатов, 2005]. В разгар экономического кризиса президент США Барак Обама, выступая в апреле 2009 года на 46-ом ежегодном собрании Национальной Академии Наук США, сказал следующее: «...Наука сегодня является самым главным приоритетом, от её достойного финансирования зависит благополучие и прогресс государства, поэтому средства на содержание фундаментальной науки из федерального бюджета необходимо увеличить как минимум в 2 раза...». Но самое примечательное заключается в том, что он призвал к поддержке молодых людей, стремящихся в науку, к увеличению средств на образование. Президент сказал, что доля финансирования на поддержку аспирантских стипендий увеличивается в 3 раза! (из выступления академика Н.В. Соболева на общем собрании РАН 29.05.2009 г.). Это позиция человека и гражданина, искренне озабоченного судьбой своей страны. Причем такая позиция была свойственна и его предшественникам. 

Вот, например, что прозвучало из уст бывшего президента Б. Клинтона в речи перед журналистами 03.08.1994 году: «...Будущее наших детей определяется тем, будем ли мы вкладывать средства в фундаментальную науку... Для сохранения высокого уровня исследований, их необходимо вести широким фронтом. Ибо прогресс в одной области часто приносит непредсказуемые результаты в совсем других областях». В выступлении Б. Клинтона, на наш взгляд, кроме глубокого осознания роли науки в процветании государства, особенно ценным является замечание о том, что нельзя развивать только одну или несколько отдельных отраслей знания. 

Поэтому нам сейчас необходимо по мере сил сохранять все то – ценное, что уже было накоплено предшествующими поколениями учёных, и чем могла гордиться Россия. И мы вполне разделяем позицию академика Ю.Д. Третьякова и члена-корреспондента Е.А. Гудилина, которые считают, что «попытки детерминировать научный поиск, загнать его в прокрустово ложе, неминуемо обречены на неудачу»(2009). Об этом же говорили в своих выступлениях академик А.Д. Некипелов и академик В.А. Макаров в беседе за круглым столом в 2010 году. Так уже было в СССР с приоритетными исследованиями в угоду военно-промышленного комплекса (причём в мирное время) при И.В. Сталине и Л.И. Брежневе, с «кукурузной эпопеей» при Н.С. Хрущеве и так же будет с «нанобумом» при современном руководстве. Или, как остроумно назвал это модное увлечение советник по нанотехнологиям национального научного фонда США Дэвид Берубе – «нанопурга» в своей книге «Правда о технологическом буме»(2007). 

К сожалению, начиная с 90-х годов, у руководства нашей страны неподдельный интерес, как к фундаментальной, так и к прикладной науке чаще всего возникает только меркантильный, то есть когда появляется надежда, на фоне слабой законодательной базы и недостаточного бюджета, заполучить занимаемые земли, недвижимость и другие ценности, находящиеся под патронажем науки. Эту позицию очень ясно, без лицемерия и демагогии выразил в своем выступлении бывший глава правительства М. Касьянов: «Пытаться получить деньги с академии – это все равно, что пытаться настричь шерсти со свиньи: шерсти мало, а визгу много!».
 
Или вот еще одно «компетентное» мнение о роли науки в современном обществе другого бывшего члена правительства, Г. Грефа: «Я не понимаю, что такое Академия наук!». Эти деятели хотя бы искренне признавались в поисках нестриженых овец, что они не знают, что такое Академия и можно ли её постричь. О нынешних – этого не скажешь. Ибо они глубоко уверены в своей правоте, не утруждая себя вникать в проблемы для них чуждые и непонятные.
Во все времена в России при авторитарных режимах, а у нас он до сих пор является таковым, несмотря на существование парламента (Думы) и бутафорской оппозиции, за исключением КПРФ, постепенно «власть предержащие» её узурпируют, считая, что они достигли совершенства и что они могут всё. Тому свидетельства – отмена выборов губернаторов, продление срока пребывания в президентском кресле до 6 лет и изменение и отмена статьи Конституции, запрещающей избираться на второй срок. Истории малоизвестны подобные прецеденты. Франклин Рузвельт был президентом три срока подряд, но он смог справиться с «великой депрессией» и помочь нашей стране выиграть войну. Наши реформаторы тоже «успешно справились» с сельским хозяйством, с образованием, которое позволяет выпускать специалистов, не умеющих грамотно писать и выражать свои мысли и поэтому среди них процент безработицы в два раза выше, чем в среднем по стране (соответственно 10 и 5%). То же можно сказать о реформировании силовых структур и вооруженных сил. 

К услугам науки наши вожди прибегают только в экстремальных или безвыходных ситуациях (война, стихийное бедствие и другие катаклизмы). Так было во время Великой Отечественной войны, когда «вождь всех народов» И.В. Сталин, когда немцы подошли к Москве, решил выпустить из заключения и создать условия для учёных, работавших в оборонной промышленности (С. Королев, А. Туполев, Б. Стечкин, Л. Ландау, В. Глушко и др.).
Кстати, в 60-е годы, только коллектив, возглавляемый С.П. Королевым, работающий над созданием и производством космических кораблей и ракет по численности был соизмерим с количеством всех научных сотрудников (53 тыс.), ныне работающих в системе РАН. А по затратам картина ещё более впечатляющая: нынешний бюджет РАН составляет всего 64 млрд. руб. в год, что сопоставимо с бюджетом обычного, среднего университета США. Так что стричь ВАМ, господин Ливанов, особенно нечего.

О пагубных последствиях проводимой реформы РАН очень хорошо и подробно изложено на официальных сайтах ДВО РАН в интервью и статьях В.В. Богатова, главного учёного секретаря ДВО РАН члена-корреспондента РАН («Манкурты») и В.И. Сергиенко, председателя Президиума ДВО РАН, академика РАН.

А мне бы в конце хотелось подчеркнуть еще одно немаловажное обстоятельство, которое повлияло на положение науки в России. Известно, что любая централизация власти влечёт за собой увеличение численности бюрократического аппарата, без которого власть не может проводить свою политику в стране (часто непопулярную). А увеличение численности чиновничьего сословия неминуемо приводит к коррупции, что уже не раз доказывала история развития человеческого общества. В истории России было несколько периодов, когда коррупция становилась национальной проблемой. Так было при Петре 1, в эпоху Николая 1, при Сталине. Но в настоящее время коррупция в России достигла чудовищных размеров, «она пропитала Россию насквозь и является колоссальной общегосударственной проблемой». 

Так по сведениям, собранным в замечательной книге В. Мединского «Мифы о России – 3» приведены следующие цифры: при Николае 1 (в 1847 году) их было 61548 человек, по переписи 1897 года около 170 тысяч, а на сегодня чиновников в России (по самым минимальным подсчётам) более 1700000. То есть при том же населении (140 млн.) и меньшей территории в 1,5 раза их расплодилось в 10 раз больше. Причем 100 лет назад не было компьютеров, электронной почты, факсов, ксероксов и мобильников и передвигались, в лучшем случае, на лошадях. Общеизвестно, что чиновничество – самое коррумпированное сословие, к тому же пользующееся исключительными льготами (высокая зарплата, высокая пенсия, у многих государственные машины и дачи). Так может дефицитный бюджет напрямую зависит от успешной борьбы с коррупцией и не на словах, а на деле? 

О том, как чиновники вмешиваются в процесс обучения в школах и вузах, а также в научную деятельность, где они совершенно некомпетентны, написано уже немало. Дело доходит до парализации учебного процесса. Каждый год меняются правила отчётности, составления планов, программ, комплексов и все это на фоне увеличивающейся нагрузки, которая в 4-5 раз больше чем у профессуры в США. Название институтов меняется чуть не ежегодно. Поэтому в вузах России и даже в федеральных университетах только каждый шестой преподаватель может заняться наукой, и основной объём публикаций, особенно в престижных журналах, поставляет РАН, которое у чиновников сейчас как бельмо на глазу.

Всё это нам уже давно знакомо. Поэтому усилия по реорганизации и реформированию нужно проводить в стране, а не только в РАН. Надеемся, что здравый смысл возобладает, и Россия еще не сгинула как великая держава, и что она не станет сырьевым придатком преуспевающих стран.

В заключение процитирую некоторые рекомендации В. Мединского по борьбе с коррупцией:

1. Самоуправление. В первую очередь – местное самоуправление.

2. Более широкое участие общественности в принятии государственных решений, в контроле над проектами национального масштаба. В этом отношении очень показательна была ситуация с протаскиванием проекта реорганизации РАН, выполненная в типичных традициях КГБ и других репрессивных органов.

3. Свободная пресса и сильная оппозиция.

4. Независимый суд.
 И 
5. Самое главное – уменьшение роли государства и соответственно чиновничества в регулировании всех сторон нашей жизни: экономической, научно-исследовательской, социальной, общественной и культурной.

Владимир ГОЛОВ,
главный научный сотрудник сектора биогеохимии Биолого-почвенного института ДВО РАН, доктор биологических наук

понедельник, 9 сентября 2013 г.

Виктор ВАСЬКОВСКИЙ: «Могу судить о достоинствах и недостатках РАН на основании и собственного опыта»





 В.Е. Васьковский

Постановление, связанное с реформированием Российской академии наук поддерживать не могу. Большая часть моей жизни связана с Академией наук, начиная с прихода в её аспирантуру в 1958 году. Поэтому я могу судить о достоинствах и недостатках этой организации на основании и собственного опыта.

Идея переноса опоры науки с институтов на лаборатории в реальных условиях экономики нашей страны является явно бредовой. 

За почти 300-летнюю историю РАН она достигла наибольших успехов в советский период, когда стали создавать академические институты. При этом одним из необходимых условий для создания института помимо актуальности его тематики и наличия материальных ресурсов было наличие личности – человека, который, став директором института, мог создать настоящее учреждение науки. Это не обязательно был маститый учёный, обременённый высокими званиями. При организации Института биологически активных веществ СО АН СССР (нынешнего ТИБОХ) в конце 1963-го – начале 1964 года молодой кандидат наук Г.Б. Еляков (34 года) не помышлял быть его директором. Он возил на смотрины к академику М.А. Лаврентьеву как претендентов на директорство – докторов наук. Смотрины продолжались недолго – Лаврентьев назначил директором-организатором института Г.Б. Елякова. Думаю, что при этом он исходил из того, что окончивший с красным дипломом МГУ, в срок защитивший там диссертацию и подготовившийся под руководством Н.К. Кочеткова к исследованиям по тематике нового института, явно справится с задачей.

Одной из характерных особенностей таких директоров-создателей институтов было то, что они не только формировали институт, но и готовили кадры будущих достойных руководителей науки. Приведём в пример хотя бы систему ДВНЦ – ДВО. Г.Б. Еляков – академики Ю.С. Оводов и В.А. Стоник, А.В. Жирмунский – академики В.Л. Касьянов и А.В. Адрианов, В.И. Ильичев – академик В.А. Акуличев, Ю.В. Гагаринский – академик В.И. Сергиенко, А.П. Капица – академик П.Я. Бакланов.

Мне, правда, известны случаи, когда крупный учёный, создатель первоклассного института не покидал директорское кресло, будучи уже не в лучшем физическом и интеллектуальном состоянии. Однако созданный им институт справлялся и этой бедой. Но я поддерживаю предложение В.Е. Фортова – ограничить пребывание на высоких должностях в РАН двумя сроками. 

Все сильные лаборатории, выдающиеся учёные работают в лучших институтах РАН или нескольких ведущих университетах.

Ещё одна тема – РАН и образование. Моими лекторами на химфаке МГУ были академики В.И. Спицин, А.Н. Несмеянов, П.А. Ребиндер, член-корреспондент, будущий академик И.П. Алимарин. Все они возглавляли одновременно академические институты или отделы, а Александр Николаевич Несмеянов 10 лет руководил Академией наук СССР. Академия наук инициировала и вела подготовку кадров для важнейших для страны направлений. Совместными усилиями из лучших вузов СССР и России – МФТИ, главный поставщик кадров для ядерной науки и промышленности, был создан по инициативе П.Л. Капицы. Вуз ведёт подготовку студентов совместно с АН. В конце 50-х годов, когда наблюдалось резкое отставание нашей страны от мировой науки в области химии природных соединений и химии полимеров, при АН СССР была организована специальная аспирантура – «Несмеяновский набор» для подготовки кадров в этих направлениях. Мне посчастливилось учиться в ней.

В нашей стране есть прекрасный опыт объединения науки и образования – программа «Интеграция» конца 90-х начала 2000-х годов. Почему она перестала действовать?

Была и прекрасная система повышения уровня школьного образования совместными усилиями ученых РАН и вузов, организованная фондом Джорджа Сороса. Где сейчас она или её аналог?

Отвечая на второй вопрос, хочу заметить: весь мир отвечает, что после революции В.Л. Ленин сформировал самое образованное в мире правительство, что обеспечило победу революции, успехи страны в ряде областей: образовании, медицине, ликвидации беспризорщины. Многие его члены получили образование за рубежом. Учились работать там и члены правительства Сталина. Назначенный в начале 30-х годов наркомом пищевой промышленности А.И. Микоян был послан на два месяца в США. Он вывез оттуда современные пищевые технологии, которых не было до того в России: заводское производство мороженого, ряда мясных продуктов, кетчупов. Многие другие представители советского правительства прошли стажировки в Германии и США. Это послужило одной из причин победы СССР в войне. С фашизмом. Представители нынешнего правительства всё время говорят об отставании российской науки от мировой. Не худо было бы им не привлекать советниками офицеров ЦРУ, а самим разобраться в причинах отставания, поучиться отношению к науке в США и Китае – двух ведущих в мире научных державах и заняться созданием условий для работы учёных в России. 

Мне пришлось короткое время поработать в научных учреждениях этих стран. Самые лучшие впечатления! Во-первых, свобода пребывания в лабораториях. Я имею в виду не прогулы, а возможность работать до позднего вечера-ночи. Этанол и метанол в лабораториях этих стран стоят на столах или в их ящиках вместе с обычными реактивами. Не нужно создавать специальную систему охраны растворителей от вороватых алкашей, писать многочисленные бумаги, чтобы получить разрешение на работу с метанолом. Самое главное – развитие в стране отраслей промышленности, обеспечивающих науку (приборы, реагенты, материалы, посуда). И, конечно, система снабжения. Реактивы, материалы, если они понадобились вам для эксперимента, а в лаборатории их нет, Вы получите через 1-3, максимум 5-7 дней. Торгов при этом проводить не нужно. Качество всего – превосходное. Я здесь говорю даже больше о КНР начала 90-х годов, а не о США. Обеспеченность научной информацией. Все ведущие американские университеты имеют прекрасные библиотеки и системы информационного обеспечения. На информацию крупный университет тратит больше средств, чем вся РАН или даже Россия. Институт океанологии в Циндао, где я работал, получал более тысячи наименований иностранных журналов. Естественно, что по морской тематике там было всё, были все общенаучные ведущие журналы мира. Судя по тому, что КНР по объёму научной продукции вышел на второе место в мире после США, условия для работы в науке там стали ещё лучше.

Виктор ВАСЬКОВСКИЙ,
член-корреспондент РАН,
доктор биологических наук, профессор