пятница, 20 декабря 2013 г.

Вновь мы стали на пять лет взрослей



В.И. Голов

Хочу сделать небольшое дополнение к обстоятельной статье администратора хора «Коллаж» Т.Ю. Бутенко по поводу 35-летия нашего хора, которое будет касаться работающего в Биолого-почвенном институте молодого и поющего пополнения. Этих ребят и девушек (таковыми они для меня являются в силу разных возрастных категорий) я хорошо знаю не только потому, что пою с ними, но и работаю в одном коллективе уже не один год. Все они талантливы, энергичны (все стали кандидатами наук, не выходя из молодёжного возраста), в хорошем смысле амбициозны, и поэтому перспективны как учёные и к тому же поющие. Своим появлением они привнесли свежую энергию, азарт и новые пристрастия к другим песням, мелодиям и ритмам. Когда коллектив не обновляется и стареет вместе с репертуаром, он неминуемо теряет популярность и эмоциональную притягательность. Таковы реалии жизни. Хористы старшего поколения с годами все больше ностальгируют по тем песням и мелодиям, которые слушали и пели в молодости, тем более, если это было связано  какими-то потрясениями (войной, репрессиями или другой бедой). И в этом нет ничего старомодного или предосудительного, потому что песни рождаются временем, а исполняются душой и сердцем, как исстари повелось на Руси. Об этом образно и эмоционально написал современник нашего, тогда еще только зарождающегося «Коллажа» поэт Булат Окуджава:

«Но из прошлого, из былой печали,
Как не сетую, как там не молю,
Проливается черными ручьями
Эта музыка прямо в кровь мою». 

Кто же они, эти молодые певцы и певуньи, пришедшие к нам в последние годы и, можно сказать, задающие ныне тон и ритм нашей исполнительской деятельности и заражающие нас своей энергией и неравнодушием? 
Дмитрий Атопкин (драматический тенор), обладает хорошей музыкальной памятью и отличной техникой игры на гитаре, которой он овладел ещё в университете, принимая активное участие в студенческих, бардовских тусовках, в походах и у костра после трудного дня. Он с детства увлекался песнопением и общеобразовательную школу закончил весьма успешно, на 4 и 5. Причем симптоматично то, что пятёрки он имел только по математике, геометрии и, конечно, по музыке. Математика ему помогала рассчитать, когда и во сколько ему обойдется поездка на бардовский конкурс, а геометрия – каким образом туда можно быстрее добраться в отсутствии GPS и автомашины с навигатором. В «Коллаж» он пришел в 2006 году, став через полгода солистом хора, а еще через полтора – кандидатом наук.

   Дуэт Д. Атопкин и Л. Яковченко, ведущая концерта Т. Бутенко, 8 мая 2010 г.

Лидия Яковченко (сопрано, но ей доступен и диапазон меццо-сопрано), в отличие от Димы Атопкина пением систематически не занималась до встречи с нашими руководителями – Валерией Абашиной и Еленой Селиверстовой, которые обнаружив в ней уникальный самородок, безотлагательно принялись за шлифовку и огранку ее голоса. Теперь они с Дмитрием Атопкиным успешно поют дуэтом не только в стенах академических институтов, но и далеко за их пределами. Природа щедро наделила её не только музыкальными способностями, изящной стремительной походкой и очаровательной манерой говорить длинными и плотными очередями, которые не оставляют надежды на вопросы и возражения, но и неуёмным стремлением сделать как можно больше в нашей скоротечной жизни («…и жить торопится, и чувствовать спешит»). И это у неё здорово получается. Она рано защитила кандидатскую и сейчас успешно и продуктивно работает как у нас в России, где наукой заниматься почти невозможно, так и за рубежом, где к учёным относятся как к святым.

Наталья Нарышкина (сопрано), имея такую родословную, она, конечно, не могла не приобщиться к искусству, поэтому наряду с общеобразовательной школой закончила музыкальную, как это было принято в российском дворянском сословии. Генетическая память и воспитание этой красивой и энергичной, хотя внешне очень спокойной и сдержанной, женщины всегда побуждали её вести жизнь деятельную и победоносную во благо многострадального народа и загнанной чиновничьим произволом науки. Она одинаково успешна как на поприще профсоюзной деятельности, так и научной, а теперь еще и хоровой. 

Для Анны Расщепкиной (альт) жизненным девизом всегда было: «не бойся, не надейся, не проси», поэтому всего в жизни добивалась повседневным и упорным трудом и чтобы не стать роботом, а оставаться эмоциональной и привлекательной женщиной, пришла в хор. В «Коллаже» она успешно поёт уже вторую пятилетку, которую, как было принято в советские времена, старается выполнить за три года, так как хорошо понимает, что победить можно только в борьбе, а те, кто отказался от неё, уже проиграли. Она, как и все упомянутые здесь молодые женщины – кандидат наук и с оптимизмом смотрит в будущее, потому что трудится и поет.


 П. Фисенко, В. Голов, Д. Атопкин (слева-направо)

Петр Фисенко (лирический тенор) обладает красивым голосом, веселым нравом и колоритной внешностью купца первой гильдии. Он получил хорошее образование, как общее, так и музыкальное, поэтому может петь как на слух, так и с листа. Они с Дмитрием Атопкиным не только укрепили вечно бедную и незвучащую теноровую партию, но и украсили весь хор. За прошедшие годы все они защитили кандидатские диссертации, плодотворно работают.   

Но обретённая радость совместной творческой работы с такой молодёжью, как в науке, так и в песенном творчестве, омрачается проведением неуклюжих реформ правительства в отношении РАН. Вот что написал на днях академик Александр Некипелов в своей статье: «На Дальнем Востоке уже началась серьезная охота на российских учёных» «Идейная ущербность принятого закона уже проявляется достаточно активно. Отовсюду идет информация, что молодые учёные резко активизировали рассылку резюме в научные и образовательные организации по всем странам. На Дальнем Востоке уже началась серьёзная охота на российских ученых – наши китайские и южно-корейские друзья предлагают целым лабораториям поменять место жительства», – так оценивает ситуацию в российской науке после принятия закона о реформе РАН академик Александр Некипелов. 

На сегодняшний день за рубежом уже работает более четверти сотрудников РАН, перебравшихся с началом пресловутой «перестройки», причём работают весьма успешно, пока наше правительство выискивает универсальный показатель эффективности научного поиска, чтобы создать видимость законного сокращения штатов РАН. Хотя универсальных показателей в принципе не существует, как и в других отраслях деятельности. А если подсчитать, сколько потеряно талантливых ученых (Леонтьев, Кондратьев, Зворыкин и др.) принесших колоссальную пользу экономике и науке другим странам, можно дойти до отчаяния. А сколько лауреатов Нобелевских премий мы потеряли, в том числе писателей, инженеров, художников, музыкантов по вине правительств, возглавлявших многострадальную Россию с 1917 года, хочется петь бурлацкие песни из шаляпинского репертуара. А жаль, – ведь существуют же народы, которые поют более оптимистичные песни.

Владимир ГОЛОВ,
главный научный сотрудник Биолого-почвенного института БПИ ДВО РАН,
доктор биологических наук 
Фото А. Моисеенко, Ю. Шубина, Т. Бутенко

Комментариев нет:

Отправить комментарий