суббота, 27 августа 2011 г.

«Золотое кольцо Китая» – Пекин – Лоян – Сиань – Шанхай – Пекин


Опубликовано с разрешения автора Риммы Вахненко 


Храм Неба. Р. Вахненко вторая справа  Альбом: Китай


Вернувшись из очередной поездки по Китаю, мы пару недель приходили в себя от радостного вихря впечатлений. И когда праздничное возбуждение немного улеглось, мы сели писать заметку в нашу газету. За одну поездку мы посмотрели современный Пекин, две древних столицы Лоян, Сиань и ошеломил нас Шанхай. Сегодня мы поделимся с вами впечатлениями о Пекине.

В нынешнем году нас собралось 13 человек, число – «чертова дюжина». Суеверному числу во всем мире множество людей придают большое значение. А мы, не придав этому мистическому числу особого внимания, провели свой тур без огрехов и каких-либо происшествий. Как не странно, но это число считалось счастливым в древнем Китае.

Два часа в воздухе, и вот мы в Пекине! Пекин – по-китайски «Бэйцзин», что в переводе значит «северная столица». Здесь мы провели три дня. В то время как во Владивостоке только появилась свежая листва, здесь уже повсюду цветущие картины. Пекин поразил чистотой и ухоженностью, множеством цветущих роз и полным отсутствием граффити на стенах домов и заборах. 

Главный объект, ради которого совершают сюда паломничество туристы со всего мира – Великая Китайская стена. В это уникальное место стараются попасть китайцы со всех уголков своей страны и тысячи иностранцев, в том числе, и мы, россияне. Для восхождения мы выбрали участок с канатной дорогой. Было воскресение, автобус остановился в 4 км от канатной дороги, пока дошли, затратили много энергии, было жарко и тяжело подниматься в гору. Одна из наших туристок возмутилась, почему другие автобусы подъезжают и высаживают туристов у подъемника? Гид объяснил нам, что сегодня воскресный день, очень много помимо иностранцев и китайских туристов, обещал нас хотя бы на обратном пути подвезти к месту стоянки на автобусе. Это было для нас своеобразным уроком – ведь мы могли посетить Стену и в понедельник. Так, что, намечая поездку и посещение таких популярных мест, надо иметь в виду и такие нюансы, и планировать посещение такого многолюдного объекта на будний день.
Наконец-то, усевшись в маленькие вагончики, мы добрались до китайской стены и смогли вблизи оценить творение рук человеческих. К нашему удивлению, народу на стене было так много, что для того, чтобы сфотографироваться, приходилось едва ли не расталкивать людей, и все же случайные туристы попадали в кадр. 


Альбом: Китай

 Сколько в мире написано о Великой Китайской стене, об этом китайском чуде. Увидев и почувствовав стену, возвращаемся. Как излить свою душу… Молчим …, потрясенные.

В последнее время резко возросло число желающих увидеть Китай своими глазами. Только число посетителей бывшего «Запретного города», а ныне пекинского музея «Гугун», за считанные годы увеличилось в разы. Если в 2002 году там побывало 7 миллионов гостей, то в 2009 уже 12. Предварительные оценки показывают, что КНР может выйти на третье место в мире по въездному туризму по итогам 2010-го, потеснив Испанию. Поднебесная за полгода 2010 года приняла 54,6 миллионов туристов, а пиренейская страна – 52,7 миллионов. 

Наибольший интерес для путешественников представляют дворцы и храмы. Самый большой дворцовый комплекс мира – императорский дворец «Гугун» – расположен в центре Пекина. Он носит название «Запретного города». Древняя архитектура нарядна и празднична. Каждая постройка имеет свое наименование: тронный зал «Высшей гармонии», ворота «Небесной чистоты», ворота «Земного спокойствия», кабинет «Спокойного ума», зал «Воздержания» и так далее. Названия кажутся немного вычурными, будто специально придуманные, чтобы приманить публику до восточной экзотики. Однако, это, скорее, дань фольклору. До нашего времени сохранились бронзовые ритуальные кувшины на трех ножках, огромные котлы и всевозможные сосуды для вина. Некоторым из них более трех тысяч лет. Однако ансамбль не произвел на нас должного впечатления, скорее утомил. Была жара 34 градусов. Повсюду древние строения и ни одного естественного кустика, ни одной травинки. Старались найти прохладу только в храмах дворца. Каменные плиты пола, во всех переходах отполированные ногами тысяч и тысяч людей, здесь же и культовые места, соприкосновение с которыми дарует здоровье и исполняет желания. Наивные туристы верят занимательным сказкам, и медные шары отполированы до блеска.

Очень верно и емко о Пекинском дворце написала в своем стихотворении русская эмигрантка Мария Коростовец: 

Самый странный город в свете,
Город ярких крыш,
Над тобою цепь столетий
Пронеслась – ты спишь.

Следующий день мы провели время в парке Летнего императорского дворца. Здесь многочисленные пагоды, беседки, мостики. При этом они гармонично вписывается в ландшафт. Потрясающее чувство времени отражено в древней архитектуре. Яркие краски, необычные формы на фоне спокойной природы, восточный колорит, – все это будоражит воображение. 

На прогулке в парке много отдыхающих, поражает соразмерность, спокойствие пожилых китайцев, как они проводят свой досуг: играют на музыкальных инструментах, в карты, шахматы «го», танцуют под музыку парами, занимаются спортом. 

На больших лодках в виде драконов мы пересекли рукотворное море, когда-то построенное для императрицы Цзыси. 

На самой большой площади Тяньаньмэнь всегда очень много народа. Обратили внимание мы на не назойливость воспитания патриотизма у населения. Повсюду продают красные флажки. И большинство людей, праздно гуляющих на площади, в руках несут этот атрибут государства. Стоит этот флажок всего один юань (5 руб). И на вопрос детям, какого цвета государственный флаг Китая? Они все дадут правильный ответ – красный с пятью звездочками в углу. 

Теперь немного о самом городе. Численность постоянно проживающих в Пекине граждан по последней переписи 2010 года составляет 19 млн. человек, среди которых 12 имеют пекинскую прописку, а 7 млн. человек зарегистрированы как рабочие-мигранты. В Пекине находятся представительства 150 стран мира.

Что касается высотных зданий, то для Пекина характерно сдержанное отношение к строительству подобных сооружений. Это и понятно. Ведь Пекин город культурно-исторического значения. В 2010 году сдано в эксплуатацию здание китайского международного торгового центра «Гомао», высотой 330 метров. 

Понравилась нам прогулка к олимпийским объектам. Проезжали мимо бывшей олимпийской деревни. Раскинулась она на равнинной площади в пригороде Пекина. Здесь же создана вся необходимая инфраструктура для жизни населения. Магазины, почта, детские учреждения, школы. Квартиры после олимпиады распродавали вместе с мебелью. Гуляли на площади, где расположен знаменитый стадион открытия и закрытия летних Олимпийских игр 2008 года. Действительно, стадион выглядит как птичье гнездо. Не верится, что он вмещает более 100 тысяч посетителей.

Альбом: Китай


На улицах продают жареные каштаны. Купили, попробовали, не в восторге. Город интенсивно озеленяется, принята программа, обязывающая каждого жителя посадить два дерева. Если не хочешь или не можешь – плати штраф 100 юаней (500 руб). 

Обучение детей в школах – 13 лет. Перед поступлением в институт – специальные классы подготовки. Бесплатное обучение – в пединститутах и в военных учреждениях. В других вузах везде обучение платное, поэтому родители крайне заинтересованы, чтобы дети хорошо учились. В обществе престижно быть военным – бесплатное жилье, хорошие оклады. Тех, кто имеет плохое зрение и носит очки, в военные вузы не берут.

Отдельно хочется отметить проблемы, связанные с автомобилизацией населения. Если первоначально стремительный рост количества транспортных средств радовал пекинцев, то сейчас серьезные транспортные проблемы заботят его жителей. Нарастающий уровень автомобилизации уже вплотную захлестнул Пекин. Ежедневно по городу ездит порядка пяти миллионов автомобилей (2011 год). По предварительным расчетам, к 2015 году количество авто составит более восьми миллионов единиц. 

Власти вынуждены вводить меры ограничения выезда на городские магистрали личного автотранспорта по дням недели. Сегодня выезжают те владельцы, у которых номера оканчиваются на 1 и 9, завтра – 2 и 8 и т.д. Регулируется и въезд в город внешнего иногороднего автотранспорта. Им запрещается въезжать в город в часы пик (утром и вечером). Кроме того, принято решение ограничивать покупку новых автомашин. Если раньше человек сначала покупал машину, а потом ставил ее на учет, то теперь будет все наоборот. Автомобиль будут продавать лишь при наличии регистрационного знака. А количество таких знаков будет весьма ограничено. В год решено выдавать на весь Пекин лишь 240 тысяч номеров, и это учитывая тот факт, что в столице сейчас живет порядка 19 миллионов человек. Кроме того, с 2011 года вводится правило «один человек – одна машина». То есть, если у вас есть автомобиль, то купить второй вам просто не разрешат.

В будущем китайские власти намерены основные автомагистрали города убрать под землю. Благодаря подземным дорогам удастся решить проблемы с дорожными заторами. Кроме того, воздух станет заметно чище. Сейчас он слишком загрязнен. В одном из журналов «Китай» за 2010 год приводится такая информация, что за один день в Пекине выбрасывается столько вредных веществ, сколько в крупных городах Европы за неделю. 

Перегруженность городских магистралей не позволяет всем пользоваться личным автомобилем в пределах города, поэтому 44 процента пекинских машин в настоящее время не отъезжают от дома по своим надобностям не далее чем на 5 километров. 

Основная масса населения пользуется общественным транспортом. Неизменным спутником современных видов транспорта остаются сотни тысяч велосипедистов, для движения которых отведены специальные дорожки. 

Для нас, россиян совсем непонятным является, как мирно уживаются между собой на дорогах водители автотранспортных средств с пешеходами и велосипедистами. Мы ни разу не встречали грубых окриков, подкручивания пальцем у виска. Водители всегда спокойны, невозмутимы. Но по сравнению с русскими, часто сигналят. 

Впечатления о древних китайских столицах Лояне и Сиане, и о мегаполисе Шанхай, читайте в следующих номерах газеты. 

Римма ВАХНЕНКО,
член первичной организации
общества российско-китайской дружбы
Тихоокеанского института географии ДВО РАН

Комментариев нет:

Отправить комментарий