среда, 20 апреля 2011 г.

Что необходимо ученому?


Сергей Яковенко 

– Наука лучше, чем какой-либо другой вид деятельности позволяет раскрыть потенциал, скрытый в человеке. Я не фаталист и не считаю, что у всех людей есть предопределенное назначение, но в каждом из нас есть свойства характера, которые подталкивают заниматься тем, что мало изучено или неизвестно вовсе. Ведь любопытство у человека в крови, – рассказывает старший научный сотрудник лаборатории физики геосфер Тихоокеанского океанологического института, кандидат технических наук Сергей Владимирович ЯКОВЕНКО, один из победителей конкурса 2011 года на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых докторов и кандидатов наук. – Те, у кого эти особенности перевешивают стремление к стабильности во всем, иногда (по собственному желанию или воле случая) становятся учеными. Такие люди всегда были и, надеюсь, будут. Мне сложно судить, меньше или больше их теперь, среди совсем молодых ученых. Как и в годы, когда я пришел в науку, среди научной молодежи есть разные люди. По истечении двух-трех лет те, кто понимают, что им в науке делать нечего, уходят. Их не в чем винить, просто их любопытство и активность оказались не достаточными. Так было всегда. Отношение старших коллег к молодым ученым в науке традиционно доброжелательное. Они видят в молодежи свою смену, стараются научить всему, что знают сами. Конфликты возникают крайне редко и, как правило, связаны с недостатком опыта у молодежи или с переоценкой собственных возможностей. 

Сборка макета лазерного деформографа в лаборатории 

Сергей Яковенко точен в формулировках и не утомляет собеседника излишними, на его взгляд, подробностями из своей жизни. Родился и вырос в городе Артеме Приморского края. В 1995 году поступил в Дальневосточный государственный технический университет на электротехнический факультет, окончил его в 2000 году. Еще будучи студентом пятого курса, начал работу в ТОИ ДВО РАН. Сначала техником, а по окончании вуза был принят на должность инженера. Затем поступил в аспирантуру, окончил ее и в 2006 году защитил диссертацию, став кандидатом технических наук.

На мой вопрос о том, какие обстоятельства влияли на его выбор в жизни, Сергей ответил:

– Когда я учился в университете, было «смутное» время в нашей стране и профессиональные перспективы по окончании ВУЗа представлялись неопределенными. Я успел немного поработать системным администратором, менеджером в крупной транспортной компании, но все это, хоть и позволяло заработать неплохие деньги, меня не устроило. Наука предполагает нестандартный, творческий подход к изучению природы, жизни во всех ее проявлениях, это то, без чего я не вижу смысла в работе и поэтому мой выбор не мог быть другим.

 
Сборка вакуумного лучевода деформографа на МЭС «Мыс Шульца» 

Этот мой выбор поддержал член-корреспондент РАН Григорий Иванович Долгих – мой руководитель с первого дня в науке. Это очень сильный и мудрый человек и ученый, который собрал вокруг себя талантливый коллектив специалистов, в котором и я имею честь трудиться. 

Сергей, расскажите о своих научных интересах, достижениях. 

– Мои научные интересы затрагивают многие разделы наук о Земле. Но в основном это методы и инструментальные средства измерения основных параметров геосфер. Таких, например, как измерение микросмещений земной коры, давления в газах и жидкостях. О достижениях ученого, конечно, нужно судить по его востребованности, признанию результатов его работы научным сообществом. Я являюсь соисполнителем в более чем 30 грантах Российского Фонда фундаментальных исследований, ДВО РАН и других фондов, в четырех был руководителем работ, дважды получил грант Президента РФ, участвовал в работах по трем контрактам на проведение научно-исследовательских работ, в том числе с зарубежными коллегами.

На что готовы пойти ради занятий любимым делом? Можете представить ситуацию, что в определенное время, в определенных обстоятельствах Вам станет не интересно заниматься научными исследованиями? 

– Научный коллектив, в котором я работаю, может гордиться не только научными публикациями, ссылками на них отечественных и зарубежных коллег, но также технологическими решениями, неоднократно демонстрировавшимися на различных выставках и отмеченными наградами. Все это говорит о том, что работа, которой мы занимаемся, востребована обществом и реально нужна. Вот что необходимо настоящему ученому – востребованность. Ради этого можно пойти и на ограничения в зарплате, и отсутствие свободного времени. Однако, для достижения хороших результатов, ученый, образно говоря, не должен быть голодным. 

 
Экспедиция на МЭС «Мыс Шульца». Обсуждение рабочих моментов по вопросу эксплуатации лазерного измерителя вариаций давления гидросферы (в центре кадра без внешнего кожуха). Слева направо в кадре – Суботэ Алексей, Долгих Станислав, Чупин Владимир, Яковенко Сергей, Вячеслав Швец 

Могу ли я потерять интерес к научной деятельности?.. Пожалуй, теперь уже нет.

– Как лаборатория, в которой вы работаете, интегрирована в мировую науку? Обрисуйте хотя бы в нескольких словах деятельность лаборатории.

– Лаборатория физики геосфер, в которой я работаю, сотрудничает с научными организациями как внутри нашей страны, так и за рубежом. Мы проводим большое количество экспериментальных работ. По их результатам, пишем статьи, готовим доклады. Мы участвуем в конференциях различного уровня, работаем по контрактам с зарубежными коллегами. 

 
Настройка лазерного деформографа в соляной шахте ОАО «Сильвинит», г. Соликамск Пермского края 

Наши работы связаны с исследованием вариаций основных параметров геосфер, таких, как микросмещения верхнего слоя земной коры, колебания атмосферного и гидросферного давления. В своей работе мы применяем самые современные на сегодняшний день методы и оборудование. Это лазерно-интерференционные приборы, приемники высокоточного спутникового позиционирования, современное гидроакустическое и гидрологическое оборудование. В процессе работы появляются идеи по модернизации имеющегося оборудования или созданию нового, которые патентуются.

– Эти исследования могут найти практическое применение в нашей жизни?

– Разумеется, да. Данные исследования позволяют определить взаимосвязи энергетических потоков между геосферами и получить новые знания о процессах, происходящих в них. Это, в частности, помогает изучать землетрясения, степень их цунамигенности, анализировать вероятность и искать пути прогнозирования грядущих катастрофических процессов. 

– Чем собираетесь заниматься в ближайшие несколько лет? 

– В ближайшем будущем я хотел бы продолжить занятия научной деятельностью той же тематики, о которой сказал выше. 

– В планах только работа?

– Вовсе нет. Любой человек должен иногда отдыхать. Лучше всего мне отдыхается с семьей на природе. Что касается увлечений, то больше всего меня интересуют автомобили и все, что имеет к ним отношение: их устройство, технологии производства, дизайн. В свободное время мне нравится «возиться» с автомобилем, придумывать небольшие усовершенствования, повышающие безопасность и удобство эксплуатации, модифицировать узлы и механизмы.

 
В парке Universal Studio, Осака, Япония 

– Есть ли конкретная лаборатория в любой стране мира, где вы хотели бы поработать?

– Работой, даже временной, в сторонних организациях и в том числе за рубежом, я пока не интересуюсь. В будущем, возможно, такой интерес возникнет.
И в заключение, говоря о не очень отдаленной перспективе, Сергей ответил:

 
На рабочем месте в ТОИ ДВО РАН 

– Планы коллектива, в котором я работаю, а также мои персональные заключаются, прежде всего, в продолжении исследований, которыми мы занимаемся. Они связаны с улучшением эксплуатационных характеристик существующих лазерно-интерференционных систем, проведение научно-исследовательских работ на них, а также с созданием нового оборудования. В частности, в планах работ полученного гранта Президента России есть создание мобильного геофизического комплекса, имеющего в своем составе лазерный деформограф, лазерный нанобарограф, метеостанцию, двухчастотный приемник GPS/Глонасс. Ведь без развития приборной базы для научных исследований сейчас не обойтись.

– Что можно себе пожелать? – Сергей задумался. – Хочется научной удачи и достаточного финансирования, чтобы хватило на приобретение оборудования для реализации задуманных проектов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий