суббота, 6 июня 2009 г.

Дикая или культурная марикультура?

      О марикультуре в последнее время говорится много. Еще бы! Что может быть полезнее и вкуснее даров Океана? Люди, живущие у моря, всегда стремятся связать свою деятельность с ним. А для мидии, гребешка, трепанга наиболее благоприятные воды именно у нас. Почему же так мало их выращивается на наших морских огородах? Нам, приморским жителям сам Бог велел заниматься производством морских гидробионтов. Уже не только на научных конференциях, но и во властных коридорах, в офисах предпринимателей говорится о необходимости создания сети биотехнопарков, хотя бы по одному в подходящих по климатическим условиям субъектах Дальневосточного федерального округа, имеющих морскую акваторию. Так с Приморья закладывается основа устойчивого развития Дальневосточных территорий. О перспективах развития марикультуры: проблемах и путях их решения рассказывает Сергей Иванович МАСЛЕННИКОВ, кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории экологии шельфовых сообществ Института биологии моря ДВО РАН имени А.В. Жирмунского.
      
Сергей Иванович МАСЛЕННИКОВ

      Марикультура – одна из динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Кроме растущего населения и стабилизации мировой добычи рыбы, этому способствует высокое качество морских организмов, как продуктов питания. В отличие от продуктов питания наземного происхождения, у большинства морепродуктов отсутствуют так называемые потребительские риски, как «коровье бешенство», «ящур», «птичий грипп», генетические модификации. Продукция из морских организмов содержит полноценные, но легко усваиваемые белки, богата микроэлементами и необходимыми жирными кислотами, в то же время свободна от холестерина. Все это способствует повышенному спросу на морепродукты, и как следствие – развитию производства. После лососевого бума в развитых странах прошел мидиевый бум, когда за несколько лет потребление культивируемых организмов возросло в разы.

Морские гребешки - наиболее известные промысловые моллюски

      Дальний Восток России считается «родиной» отечественной марикультуры. В Хасанском районе Приморского края в 1972 году было создано первое хозяйство марикультуры моллюсков. Спустя тридцать четыре года Приморский край является абсолютным лидером по количеству марихозяйств в России. В настоящий момент марикультура находится на подъеме. Однако в совокупном объеме вырабатываемой рыбопродукции доля марихозяйств ничтожно мала. Так, только с января по май 2006 года экспорт рыбы и морепродуктов, добытых промысловыми судами Приморья и экспортированных в зарубежные государства без захода в российские порты в январе-мае 2006 года, составил 116400 тонн, а объем продукции марихозяйств за год не превышает 500 тонн.
      Причин столь медленного развития несколько. Неразвитая законодательная база делает отрасль рискованной и, как следствие, мало привлекательной для инвесторов. Федеральная и краевая специализированные программы могли бы стимулировать частные инвестиции в хозяйства марикультуры, но они так и не были приняты. Развитие агропромышленного комплекса является национальным проектом. А это значит, в частности, льготное кредитование и лизинг для предприятий сельского хозяйства, но только не для марикультуры! Однако, недавно, после визита на Сахалин вице-премьера Дмитрия Медведева, в прессе промелькнуло сообщение, что марикультуру хотят ввести в список национальных проектов. Решение правительства ожидается в сентябре.
      Марикультуру традиционно относят к рыбному хозяйству, соответственно применяя подходы к марихозяйствам, как к предприятиям, занимающимся промыслом. Это в корне неправильно. В финансовой структуре предприятия для промысла биоресурсов преобладает стоимость добывающих судов и орудий промысла. В то же время для хозяйства марикультуры характерна большая стоимость плантаций и береговой базы, что делает ее идентичной сельскохозяйственному предприятию. Окупаемость вложенных средств идет за счет реализации продукции с плантаций, которая вырастает лишь через два-четыре года после начала реализации проекта. Причем для непрерывного получения продукции и выхода предприятия на самоокупаемость и самофинансирования необходим вдвое более длительный инвестиционный период, в течение которого закладываются новые плантации, которые дают урожай на второй, третий и четвертый технологический циклы. Тем самым марикультурное хозяйство соответствует по структуре технологического инвестиционного цикла животноводческому хозяйству, даже в случае культивирования макроводорослей.


      Несмотря на схожесть марикультуры с сельхозпроизводством, неразрывна связь марихозяйств и с промыслом гидробионтов. Плантации марикультуры волей-неволей являются зонами относительного покоя, где осуществляется нерест и развитие молоди большинства промысловых и кормовых гидробионтов. Таким образом, любая плантация является и мини-заказником на два-три года от траловых и прочих орудий лова, и мини-заводом по воспроизводству молоди и кормов для нее. Исходя из понимания этого факта, рыбопромысловые предприятия, проводящие долгосрочную политику, должны просто стимулировать массовое развитие прибрежных плантаций. На деле же мы наблюдаем обратную картину: идет ожесточенное сопротивление созданию новых, в особенности крупных плантаций. Либо нет понимания важности данных мероприятий, либо нет желания проводить долгосрочную политику стабилизации и повышения отдачи прибрежных биоресурсов.
      Все морские акватории у Российского побережья Японского моря и юга Охотского моря находятся в благоприятных климатических условиях для культивирования и воспроизводства наиболее дорогостоящих на внутреннем и внешнем рынках промысловых гидробионтов.
      Список объектов разведения и воспроизводства можно представить следующим образом: двустворчатые моллюски (гребешки, мидии, устрица, анадара, спизула), иглокожие (морские ежи и голотурии), ракообразные (промысловые крабы, крабоиды, шримсы, чилимы, рак-богомол) и макрофиты. Наиболее популярные виды, для которых отработаны технологии разведения и воспроизводства, – это приморский гребешок, тихоокеанская мидия, гигантская устрица, травяная креветка, морская капуста. Два вида: приморский гребешок и гигантская устрица входят в десятку мировых лидеров по культивированию моллюсков. Дальневосточный трепанг и камчатский краб являются одними из самых дорогих промысловых видов беспозвоночных. Морская капуста ламинария японская – самый высокопродуктивный вид растений, разводимых на Земле. Урожай ламинарии японской достигает 200-300 тонн сырой массы с гектара, что соответствует 50-65 тоннам сухой массы. По данным Всемирной пищевой организации объемы промышленного культивирования ламинарии японской в мире превышают 4,5 миллиона тонн в год. Резюмируя, можно сказать, что прибрежные акватории дальневосточных морей России имеют исключительно выгодный набор видов для культивирования и воспроизводства.


Дальневосточный трепанг

      Общий потенциал марикультуры Приморья можно оценить для разработанной в Институте биологии моря ДВО РАН технологии поликультуры моллюсков и ракообразных на открытых акваториях. Эта технология успешно прошла все стадии разработки и промышленного внедрения. На ней работает самое крупное в России предприятие марикультуры – Научно-производственная компания ООО «Нереида». Это предприятие посетил президент Российской Федерации В.В. Путин во время своего официального визита в Приморский край в августе 2002 года.
      По самым скромным прогнозам продуктивность хозяйств в открытых прибрежных акваториях Приморья может превысить 600000 тонн в год. При этом создается около 200000 рабочих мест только на предприятиях марикультуры. Что особенно важно, более половины рабочих мест можно создать на северном Приморье, где проблема занятости населения чрезвычайно остра.


      Для представленных данных не учитывалась акватория заповедников и заказников, морских портов и площади мелководных бухт и заливов. Площади плантаций рассчитывались при учете необходимой ротации участков и коэффициента использования акватории. Таким образом, в расчетах заложена экологически безопасная марикультурная стратегия развития.
      Для оценки текущей ситуации можно сказать, что к данному моменту культивирование ведется на площадях менее 8000 гектаров (80 квадратных километров), а объем продукции всех хозяйств Приморья не превышает 1000 тонн. Данные показатели по сравнению с экспортом добытых биоресурсов незначительны, но при оценке перспективных объемов культивирования становится ясно, что продукция марихозяйств может более чем в два раза превысить объемы текущего промысла. А с учетом постоянного снижения уловов данный вывод обращает на себя особое внимание.
      Средняя удельная стоимость одного килограмма экспортированной морепродукции составляет на текущий момент 0,7 доллара США. Сегодня стоимость культивируемых морепродуктов в несколько раз превышает этот показатель. Если принять во внимание обязательное снижение цены товара при расширении производства и прогнозировать среднюю стоимость культивируемых гидробионтов к уровню в один доллар США, то валовая выручка превысит 600 миллионов долларов за год. Более того, при такой низкой цене для высококачественной морепродукции из Приморья откроется обширный внутренний рынок России и необозримый рынок Китая, ближайшего торгового партнера Приморья.
      По количеству рабочих мест, с учетом создаваемых в смежных областях (сфера обслуживания, строительство, транспорт и других), марикультура обеспечивает занятость более полумиллиона человек в Приморском крае, что вполне сопоставимо с общим количеством работающего населения в данный момент. Это обстоятельство позволяет расценивать марикультуру, как основу обеспечения занятости планируемого правительством переселения на Дальний Восток России нескольких миллионов человек.
      Столь высокие показатели совершенно не являются фантастическими и вполне укладываются в общемировые показатели продуктивности морских хозяйств. Более того, по оценкам специалистов ТИНРО-Центра продуктивность марихозяйств Приморья, при учете хозяйств, размещенных только в прибрежной мелководной зоне, может превысить 700000 тонн в год. Так как в наших расчетах прибрежная мелководная зона не учитывалась, можно сказать, что расчетные величины более чем реальны.


      Решения, которые можно предложить для достижения расчетного уровня производства, состоят в следующем. Развитие марикультуры необходимо проводить через создание сети морских биотехнопарков на побережье Приморья и всего Дальнего Востока России, как предусматривает проект ДВО РАН. Нужно добиваться принятия федерального закона «Об аквакультуре». Его проект уже разработан межотраслевой рабочей группой. Последнее по очереди, но не по значению – организация сертификации и мониторинга морских акваторий по токсичным микроводорослями и производимой продукции на содержание биотоксинов. Особенно это касается мониторинга токсичных микроводорослей, который, несмотря на требования федерального санитарного законодательства, в нашей стране не выполняется до сих пор. Проект Центра сертификации и мониторинга разработан в Институте биологии моря ДВО РАН, где имеются все необходимые сертифицированные специалисты и нужное оборудование. Биологами сформулированы основные меры, которые должны быть положены в основу мероприятий, для предотвращения цветения токсичных и вредоносных микроводорослей.
      Морские биотехнопарки могут служить основой для создания и управления на научно-инновационной основе создаваемой отрасли. В задачи морских биотехнопарков должны входить: искусственное воспроизводство и мониторинг окружающей среды; культивирование промысловых гидробионтов; комплексная переработка океанического и марикультурного сырья.

      Подводя итог, можно сказать, что возможности марикультуры в Приморском крае огромны. Опираясь на свой научный потенциал и удачное географическое положение, используя возобновляемые ресурсы моря, Приморский край может создать уникальную базу для устойчивого развития региона в целом. А пока что ситуация такова: за последние несколько лет в Приморье полностью ликвидированы все законодательные акты, регламентирующие и способствующие развитию марикультуры. Особенно, в части оформления акваторий в пользование и права на получаемую продукцию. Отсутствие законов создает идеальные условия для коррупции и злоупотреблений и ставит непреодолимый барьер перед инвесторами.

      15 августа 2006 года


Комментариев нет:

Отправить комментарий